Родительское собрание по теме: «Формирование временных представлений у детей среднего возраста»
материал (средняя группа)

Яптик Оксана Дмитриевна

Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей средних групп детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме:

 «Формирование временных представлений у детей среднего возраста»

Цель. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития временных представлений дошкольников.

Задачи:

  • Оказать педагогическую информационную и практическую помощь в формировании временных представлений дошкольников в условиях семейного воспитания и развития.
  • Вооружить родителей доступными приёмами взаимодействия и общения с детьми способствующими математическому развитию детей.
  • Установить тесный контакт педагога детского сада и семьи в вопросах воспитания дошкольников.

Участники: воспитатели группы, родители        

Материал:

Дидактические игры, развивающий материал, наглядные пособия.

Карточки –задания для игры с родителями. Фишки зелёного и красного цвета.

Памятка.

Предварительная работа:

Разработка и оформление памятки для родителей.

Подбор литературы, наглядного и дидактического материала для организации выставки .

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Нам приятно, что Вы интересуетесь вопросами воспитания и развития своего ребёнка и стремитесь приобрести знания в этом вопросе.

Сегодня мы предлагаем обсудить вопросы развития формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Рассмотрим вопросы:

1.Время и его особенности  

2.Особенности восприятия времени детьми

3.Содержание и объем ориентировок во времени в разных возрастных группах

4.Игры для ознакомления детей со временем.

Немного теории. 

1. Время и его особенности. 

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.

Слово "время" происходит от древнерусского "время", что означает "вращение". Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм "не видно и не слышно").

Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность или непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками.

Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать".

Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений. (Например, мы с вами знаем, что после ночи наступает утро, после зимы наступает весна и т.д.)

 

2. Особенности восприятия времени детьми

Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как:

- организованность,

- собранность,

- целенаправленность,

- точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Младшие дошкольники связывают понятие времени с событиями, хорошо или знакомыми и эмоционально привлекательными: например: "Елка бывает зимой", "На море поедем летом". Они начинают различать части суток, соотнося их с привычными для этих временных отрезков делами.

Дети 4-5 лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют представления на основе личного опыта, например, они знают, что утром они идут в детский сад, а вечером их забирают родители.

3. Содержание и объем ориентировок во времени в разных возрастных группах 

В "Программе воспитания в детском саду" для каждой возрастной группы указаны содержание и объем ориентировок во времени:

во второй младшей группе детей учат различать и называть утро, день, вечер, ночь.

в средней группе – закрепляют представление о частях суток, учить детей правильно пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, раскрывать на конкретных примерах понятия "быстро", "медленно";

В старшей группе – учат последовательно называть дни недели, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;

В подготовительной к школе - группе будут закреплять знания о последовательности дней недели и времени года, знакомить с названием текущего месяца.

4.Деятельность детей в определенные части суток.

Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Обучая детей, надо насыщать части суток конкретными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т.п.

Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т.п. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток.

5. Игры для ознакомления детей со временем.

Огромную роль в ознакомлении детей со временем играет дидактическая игра. Используются дидактические игры с картинками, со словами, с поэтическими произведениями, подвижные игры. Это игры путешествия в утро, день, вечер, ночь, упражнения с картинками "Когда это бывает?", "Части суток", "Кто когда спит?", путешествия-прогулки, "Загадки-отгадки",

В дидактических играх с картинками отражаются события во времени. Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно.

В словесно- дидактических играх особое место занимают произведения устного народного творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени и т.д.

Пословицы, загадки (отгадки) обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.

Для закрепления знаний детей читаем рассказы, стихотворения, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия:

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ

  1. Слово "время" происходит от древнерусского "время", что оно означает? (ОТВЕТ: "вращение")
  2. Какие вы знаете характерные особенности времени?  (ОТВЕТ: является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм "не видно и не слышно").
  3. Чем измеряется по длительности время? (ОТВЕТ: оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками.
  4. Что является конкретным определителем времени для детей (ОТВЕТ: является их собственная деятельность)
  5. На что ориентируются дети, усваивая представление о времени суток? (ОТВЕТ: дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днём играют, занимаются, обедают; вечером лежаться спать.)
  6. Как вы объясните ребенку, что наступил день? (ОТВЕТ: утро прошло, наступает день, солнышко высоко светит)
  7. Какие вежливые слова употребляются в разные части суток? (ОТВЕТ: доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи)
  8. Так ли это, что все люди ночью отдыхают? (ОТВЕТ: нет, в ночное время работают полицейские, пожарные, скорая помощь, охранники)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет учителя-дефектолога по теме «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР»

Коррекционная работа велась в двух направлениях:1. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективных ощущений пространства ипространственных представлений.2. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективны...

Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"...

Презентация РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ Формирование основ экологического сознания у детей среднего дошкольного возраста.

воспитание с  первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить  окружающий мир , природу и бережно относиться к ним....

Родительское собрание на тему "Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста".

Социально-коммуникативная компетентность– это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций ...

Особенности формирования временных представлений у детей среднего возраста

В средней группе у детей расширяют представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объясняют значение слов: вчера, сегодня, завтра.Следует на...

Родительское собрание на тему: Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста с применение программно-методического комплекта: «Мате:плюс»

Здравствуйте, уважаемые родители! Почему так важно научить ребенка мыслить?  В жизни ребенка наступят моменты, требующие умения мылить логично и правильно решать задачи. Чтобы чего-то добиться в ...