"Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
консультация

Информационный материал для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Воспитание ребенка с самого раннего возраста начинается с устного народного творчества. Использование разных жанров фольклора с первых лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

 Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 Фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Для того, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью детского фольклора, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

 Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

                         ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

Водичка, водичка, умой моё личеко,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб кусался зубок,

Чтоб смеялся роток.

                          ***

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

                         ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот.

                             ***

Пышка-лепёшка

В печке сидела

На нас глядела-

В рот захотела.

                            ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ

Надеваем шапочки,

Надеваем курточки,

Застёгиваем пуговички,

Один, два, три, четыре, пять

Мы готовы все гулять.

Надеваем куртку, шапку

И завязываем шарф.

Всё наденем по порядку,

Уходя, закроем шкаф.

                           ***

Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку

Повторяй за мной слова:

Ручка- раз, и ручка - два!

Застегнём застёжки

На твоей одёжке:

Пуговки и кнопочки,

Разные  заклёпочки.

                            ПОТЕШКИ НА СОН

Бай, бай, бай,

Ты, собачка не лай

И в гудочек  не гуди-

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

                               ***

Лю-ли, лю-ли, люленьки

Прилетели гуленьки.

Они стали ворковать,

Стали деточку качать.

                                   ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Вставай, мой Юрочка.

                                    ***

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птичками поём.

С добрым утром, с новым днём.

Вот как славно мы живём.

                                      ПОТЕШКИ ПРИ РАСЧЁСЫВАНИИ

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти коса до пят,

Все волосоньки  в ряд,

Расти коса не путайся,

Маша маму слушайся.

                                     ***

Чешу, чешу волосоньки,

Расчёсываю косоньки!

Что мы делаем расчёской?

Тане делаем причёску


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

«Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейш...

самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...