Доклад "Лепка в детском саду"
консультация (старшая группа)

Сомина Елена Александровна

Доклад для выступления на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lepka_v_detskom_sadu.docx204.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учереждение    «Детский сад комбинированного вида №1»

Воспитатель первой квалификационной категории: Сомина Е.А.

                                                 

                                                 г. Черняховск

 Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.

Специфика обучения лепки как художественных сфер детской деятельности в том, что в основе лежит не количественное наращивание суммы знаний и умений, навыков, а развитие способности изображать то, что для ребенка интересно или эмоционально значимо (воспитание личностного способа отношения к миру, другим людям, самому себе).

 Значение же лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.

 Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.

«…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:

  • координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
  • разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
  • возможность создания объемных поделок;
  • умение планировать работу и доводить ее до конца;
  • богатое воображение.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

 Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

 Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя.

 Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности.

                                            Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Ссылка. Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.  Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

БАРЕЛЬЕФ – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы);  

 ГОРЕЛЬЕФ  – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.

  • предметная лепка
  • сюжетная
  • декоративная

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки. C:\Documents and Settings\Оля\Мои документы\Мои рисунки\Фото юг 2010\Изображение.jpg

Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. C:\Documents and Settings\Оля\Мои документы\Мои рисунки\Фото юг 2010\Изображение 036.jpg

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши). C:\Documents and Settings\Оля\Мои документы\Мои рисунки\Фото юг 2010\Изображение 037.jpg

Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы.

  

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

 Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

 Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.  Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.  Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

 Отщипывание – отделение от целого куска куска меньшего и большего размера

 Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

 Прижимание – Детей нужно научить плотно прижимать одну часть к другой, не нарушая формы частей.

 Примазывание –

 Скручивание – видоизменение цилиндрической формы

 Вдавливание – учить делать углубления, вдавливая пластилин  одним пальцем.

  Процарапывание – использование различных приемов для создания выразительности образов

Для более выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества одинаковых заготовок в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты.

 

Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела

  ПЛАСТИЛИН Услышав слово « пластилин», сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки.

Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета.

Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков.

 ГЛИНА Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску.

Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый.

 СОЛЕНОЕ ТЕСТО Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.

  СНЕГ Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие. Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке снежные ансамбли с лепными животными, фигурами людей, строят горки, крепость.

Начинается работа с того, что скатывается снежный ком. Если поделка высокая, то друг на друга ставятся несколько комков. Эта конструкция укрепляется в стыках (похлопыванием, налепами), а затем отсекается лишнее и дополняется отдельными частями.

Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определённое место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения.

И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой.

 ПЕСОК Любимое занятие детворы на прогулке летом - игры с песком.  Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ведёрками, лопатками.

Как и для снега, так и для песка обязательное условие - достаточная влажность. Песок поливается рано утром водой и ко времени наступления прогулки он становится достаточно хорошим для лепки. Лепить из песка нужно быстро и сильно не прихлопывать, так как он может обсыпаться, и постройка рухнет на глазах. Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так уж важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже.

 

Всем родителям приятно, когда их ребёнок делает что-то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал.

Не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом для ребёнка будет лепка из различных материалов, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить своё мастерство.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...