Раннее развитие
консультация (младшая группа)

Михайлова Юлия Владимировна

Когда и как можно начинать работать над речью ребёнка? Читайте детям и чем раньше начнёте это делать, тем лучше! А что и как читать, узнаете из данной статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда и как можно начинать работать над речью ребёнка?

Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.

Дж. Аддисон.

Среди взрослых достаточно распространенным является мнение, что ребенок развивается сам собой, но это не совсем так. Конечно, зачастую обучение происходит в играх, наблюдениях, повседневной жизни, но одним из лучших способов является чтение книг.

Возникает вопрос: когда же можно начинать приучать ребёнка к чтению?

Чуть раньше или немного позже, но вопрос о приучении малыша к чтению встает перед всеми родителями. Когда начинать читать малышу книги и какие лучше выбрать, чтобы заинтересовать его? Нужно ли читать совсем еще несмышленышу или подождать, пока ребенок научится говорить… Вопрос этот очень индивидуален, в конце концов, между мамой и малышом существует особая связь, и нельзя найти универсальные законы, которые подходили бы всем.

Практика показывает, что чем раньше начать процесс приучения ребенка к чтению, тем скорее он начинает находить в нем удовольствие, и тем быстрее развивается его речь и мышление. Но и культа из этого делать не стоит. Не переживайте, если вы не читали сказок еще не родившемуся малышу. Начните делать это сейчас и, при правильном подходе, у вас есть шанс наверстать упущенное. С другой стороны, если первой увиденной книжкой будет школьный букварь, вряд ли ребенок добровольно захочет когда-нибудь читать сказки или морские приключения, да и учеба будет ему не в радость.

По большому счету, малышу не только можно, но и нужно читать, как только он начинает медленно, но внимательно изучать предметы, попадающие в его поле зрения. После первых трех месяцев, когда грудничок уже агукает, улыбается, пытается перевернуться, его наверняка заинтересуют простые, ритмичные стишки Корнея Чуковского, Даниила Хармса, Агнии Барто.

Самое большое удовольствие и лучшее времяпровождение для такого ребенка – быть рядом с мамой. Как воздух ему необходимы ваши руки и голос. Задача мамы – не только мыть, кормить и укладывать малыша. Она должна сделать все для его активного взаимодействия с окружающим миром. Через маму грудничок познает окружающий мир, доверяет или не доверяет, любит или не любит. Чтобы обеспечить такую здоровую эмоциональную и психологическую среду, недостаточно просто носить малыша на руках. Необходимо развивать его интеллектуально. Делая массаж или зарядку, почитайте ему потешки – те же стишки с четким ритмом и простой рифмой. Малышу этого будет достаточно, чтобы начать прислушиваться. Продолжить обучение можно чтением стихов, и закрепить достигнутое тихой колыбельной на ночь.

Очень быстро малыш привыкнет, что в одно и то же время вы садитесь читать, и будет с удовольствием и очень внимательно вас слушать. Ребенок, которому читают, также быстро понимает, что книга – не просто предмет, который можно рвать и кусать. Наоборот, он научится листать странички, рассматривая иллюстрации, и будет сам протягивать маме любимую книжку, когда захочет послушать ее голос. Таким образом, еще совсем маленький несмышленыш уже учится концентрировать внимание на одном занятии, пополняет свой пока еще пассивный словарный запас, получает такое драгоценное для него мамино тепло и внимание. А самое главное, где-то глубоко внутри зреет пока не заметный художественный вкус, развивается чувство ритма и чувство слова, формируется правильная и красивая речь.

А для мамы привычка малыша к чтению – отличный способ успокоить его и настроить на сон. Грудничку чтение уже знакомой и любимой книжки может помочь справиться даже с режущимися зубами и коликами в животе, и вам не придется подолгу ходить, качая его на руках. Достаточно просто удобно устроиться на большом мяче или в кресле-качалке и мерно покачиваясь, негромким ласковым голосом почитать поэму о Тараканище или Мойдодыре.

Иногда малышу полезно просто полистать книгу и посмотреть картинки. Это занятие можно превратить в приятное и ненавязчивое обучение. Вы можете описывать иллюстрации, задавать вопросы, цитировать небольшие кусочки текста. Все это – бесценные минуты для вас и вашего ребенка. Минуты близкого и спокойного, творческого и развивающего общения.

Конечно, дети до года лучше всего воспринимают большие книги с толстыми картонными страницами и стихотворным текстом. Хотя ребенок, уже привыкший к чтению, может быть вполне способен воспринимать обычные детские иллюстрированные книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»

В связи  с новыми  Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает  вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»

Развитие творческого воображения детей, подражание мимике и движениям героев сказки "Курочка Ряба". Развивитие мимической и интонационной выразительности. Умение распознавать цвета, соотноси...