Конспект открытого занятия по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет "А", "Фантазеры" на тему "Что нам осень подарила"
материал (подготовительная группа)

Мамаева Саида Рашитовна

Конспект  открытого занятия по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет "А", "Фантазеры" на тему "Что нам осень подарила" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности с3 до 4 лет

«А», «Фантазеры»

Подготовила:

                        Воспитатель

Мамаева С.Р.

г. Пыть-Ях

Хронометраж ООД

№п/п

Этапы непосредственно образовательной деятельности

Время

1

Организационный момент

1

2

Актуализация

2

3

Восприятие и усвоение нового материала

5

4

Динамическая пауза

1

5

Практическая работа

4

6

Заключительная часть

2

Итого

15минут

Тема: Что нам осень подарила

Цель:

-Формировать представления о фруктах и овощах, о том где они растут.

Задачи:

Формировать у детей  элементарные представления о садовых и огородных растениях.

- обобщить знания о фруктах;

- обобщить знания об овощах;

- уточнить знания о цвете и форме овощей и фруктов;

- Развивать логическое мышление при отгадывании загадок;

- развивать умение работать коллективно;

- воспитывать познавательный интерес к природе

Формировать умения понимать смысл загадок;

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная, изобразительная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие художественно –эстетическое развитие,речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Формы и методы : беседа, чтение, игровые упражнения, сюрпризный момент, наглядный, словесный.

Демонстрационный материал:

корзина с овощами и  фруктами, картинки с изображением фруктов и овощей, мешочек с муляжами фруктов и овощей. макет дерева (имитация сада, макет огорода (имитация грядки, картинки-вкладыши (имитация фруктов и овощей).

Предварительная работа:

рассматривание изображений овощей и фруктов, сюжетно - ролевая игра Магазин «Фрукты- овощи», дидактическая игра «Где, что растет?»

Планируемые результаты:

 У детей будут сформированы устойчивые представления о фруктах, овощах, о местах их произрастания, что они полезны и вкусны. Повыситься познавательный интерес к фруктам, овощам.

Ход ООД

  1. Организационный момент (1 минуты).

Вход под легкую музыку. (Установление эмоционального контакта).

Воспитатель: Ребята  давайте мы еще раз пожелаем друг другу хорошего дня

Приветствие.

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Мы руками хлоп, хлоп,

Мы ногами топ, топ,

Мы плечами чик, чик,

Мы глазами миг, миг,

Вправо, влево повернись

И соседу улыбнись!

Основная часть

2.Актуализация (1 минуты).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите вокруг какая красота! Повсюду висят разноцветные листочки: желтые, красные, золотые. Интересно, кто это так красиво их разрисовал? 

Сейчас я загадаю Вам загадку! Слушайте внимательно!

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Под фоновую музыку входит Осень

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла  Осень!  Давайте поздороваемся.
Осень: здравствуйте, дети! Я осень золотая.  Вот шла мимо вашего детского сада и услышала, как вы меня зовете.  Какие вы веселые и такие хорошенькие!

Осень: Я к ребятам захожу и гостинцы раздаю. Вот вам от меня корзинка. А теперь мне дальше идти пора ждет гостинцев детвора.

3.Восприятие и усвоение нового материала (либо расширение имеющихся представлений) ( минут).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам принесла осень,

давайте посмотрим, что лежит в корзине

Воспитатель показывает по одному овощу или фрукту и спрашивает:

- что это? (яблоко);

- какого цвета яблоко? (зелёного, красного,желтого)

- какой формы яблоко? (круглое)

-что это овощ или фрукт (фрукт)

Те же вопросы для других овощей и фруктов (груша, слива, помидор, огурец, капуста, картошка, морковь, лимон, апельсин)

Воспитатель: капуста, морковь, помидор -как можно назвать одним словом (овощи)

Воспитатель: а где растут овощи?

Дети: в огороде.

Воспитатель: яблоко, лимон, апельсин - как можно назвать одним словом (фрукты) ;

Воспитатель: ребята, где растут фрукты?

Дети: на дереве в саду.

Дидактическая игра «Фрукты овощи»

Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Фрукты овощи»

На мольберте у нас дерево и грядки, мы с вами должны определить где растут овощи а где фрукты.

 Воспитатель:  ребята умеете ли вы отгадывать загадки?

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленье детки.

(Яблоко)

 Что за скрип?

Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … — капуста —
Воспитатель: Молодцы, ребята все загадки отгадали! А сей

4. Динамическая пауза «Есть у нас огород» (1 минуты).

Дети становятся в круг, водят хоровод, повторяют:

Есть у нас огород

Помидор там растет (достает из корзины помидор)

Вот такой вышины (дети поднимают руки),

Вот такой нижены (опуская приседают)

Вот такой ширины (разводят в стороны)

Вот такой ужины (сводят перед собой)

Воспитатель- Ребята, помидор какого цвета? Правильно- красный.

Есть у нас огород

Огурец там  растет.

Вот такой вышины (дети поднимают руки),

Вот такой нижены (опуская приседают)

Вот такой ширины (разводят в стороны)

Вот такой ужины (сводят перед собой)

Воспитатель- Какого цвета огурец? Правильно -зеленого.

Есть у нас огород

Там капуста растет (достает из корзинки капусту).

Вот такой вышины (дети поднимают руки),

Вот такой нижены (опуская приседают)

Вот такой ширины (разводят в стороны)

Вот такой ужины (сводят перед собой)

Воспитатель- Ребята, какого цвета капуста? Правильно-зеленая.

Воспитатель- Ребята, помидор, огурец, капуста- это что? Правильно ребята-овощи.

5. Практическая часть (3 минут).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю стать поварами а я буду шеф поваром (одеваю фартук и колпак) Вы будете работать в двух центрах.  В первом центре  будете варить борщ  вам будет помогать  (младший воспитатель)

 Во втором центре   будете варить компот  вместе со мной .

Перед вами лежат  бумажные овощи и фрукты ,а так де кастрюля и   банка . Вам нужно будет взять фрукт и приклеить к банке  а  овощ  приклеить к  кастрюле.  

И так у нас на столе есть все необходимое для работы можно приступать к работе.  Но нельзя приступать к приготовлению пищи в грязной одежде с немытыми руками. Перед работой надо помыть руки и одеть фартук (протираем руки влажными салфетками).

Дети сами выбирают центр

Пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, 
(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)
6. Рефлексия (подведение итогов) (1 минута).

Молодцы ребята.

С  какими овощами и фруктами  мы познакомились?

Где растут овощи ?

Где растут фрукты?

САМОАНАЛИЗ

Я представила вашему Вашему  вниманию  конспект организованно – «образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Что нам осень подарила» в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет  «А», «Фантазеры».

 Форма проведения: Групповая

 Цель: Формировать представления о фруктах и овощах, о том где они растут.

Задачи:

Формировать у детей  элементарные представления о садовых и огородных растениях.

- обобщить знания о фруктах;

- обобщить знания об овощах;

- уточнить знания о цвете и форме овощей и фруктов;

- Развивать логическое мышление при отгадывании загадок;

- развивать умение работать коллективно;

- воспитывать познавательный интерес к природе

Формировать умения понимать смысл загадок;

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная, изобразительная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие художественно –эстетическое развитие,речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Формы и методы : беседа, чтение, игровые упражнения, сюрпризный момент, наглядный, словесный.

Демонстрационный материал:

корзина с овощами и  фруктами, плюшевый мишка, картинки с изображением фруктов и овощей, мешочек с муляжами фруктов и овощей. макет дерева (имитация сада, макет огорода (имитация грядки, картинки-вкладыши (имитация фруктов и овощей).

Предварительная работа:

рассматривание изображений овощей и фруктов, сюжетно - ролевая игра Магазин «Фрукты- овощи», дидактическая игра «Где, что растет?»

Планируемые результаты:

 У детей будут сформированы устойчивые представления о фруктах, овощах, о местах их произрастания, что они полезны и вкусны. Повыситься познавательный интерес к фруктам, овощам.

Конспект  ООД  для детей был разработан  в соответствии с современными требованиями к интегрированному занятию. Образовательная деятельность была выстроена оптимально . Содержание, формы и методы соответствуют поставленной цели, возрасту детей , требованиям  программы. Была выделена

главная  идея  нового материала интеграция образовательных областей: познавательное развитие художественно –эстетическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. При подготовке к образовательной деятельности я создала психолого-педагогические условия, способствующие лучшему освоению данной темы. Была проведена предварительная работа с целью формирования представлений о фруктах и овощах, рассматривание изображений овощей и фруктов, сюжетно - ролевая игра Магазин «Фрукты- овощи», дидактическая игра «Где, что растет?»

                 В начале занятия дети были мотивированы  на деятельность при помощи сюрпризного момента (Осень с корзиной фруктов и овощей). Цель была поставлена совместно с детьми   в ходе диалога и обсуждения. Я думаю что дети поняли цель и задачу .

                Я постаралась организовать  взаимодействие с детьми таким образом . чтоб оно было направленно на формирование познавательной деятельности  и речевой активности детей.

                Для этого я провела  дидактическую игру «Фрукты овощи»

При организации взаимодействия  с детьми отдавала предпочтения не отдельным формам  работы ,а применяла систему современных методов и приемов:

-метод наглядности (рассматривали дидактические картинки  настоящие овощи и фрукты а так же муляжи)

- словесный (вопросы, использование художественного слово, пояснения)

-мотивационный (был сюрпризный момент, похвала и поощрение детей)

Организовала совместную и самостоятельную деятельность детей, поощряла  их самостоятельные высказывания . Вовлекла их в обсуждение.

Я опиралась на имеющийся опыт детей, который был необходим для освоения нового знания. В свою очередь дети проявили открытость в общении, показали умение отвечать на вопросы.

Таким образом, я считаю, что в ходе проведения  организованно-образовательной деятельности были решены все мной поставленные задачи.

         



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

Познавательно- творческий проект

«МОЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА»

Руководители  проекта:

                                                                           Мамаева С.Р.

                                                                           Закриева Л.Л.

г. Пыть -Ях

                                                                 2018-2019г.

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта:  « Моя многонациональная группа».
2.
Авторы проекта: Мамаева С.Р.,Закриева Л.Л.

3. Участники проекта: дети, родителии воспитатели подготовительной  группы.

4.  Район, город, представивший проект: Ханты –Мансийский Автономный Округ г.Пыть –Ях , МБДОАУ д/с «Белочка».

5. Вид проекта:  позновательно-творческий, групповой, долгосрочный

 6. Цель, направление деятельности проекта: формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.  

7. Задачи: 

Образовательные:

- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских, татар, кумыков, башкиров, украинцев);

 - формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

  - совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.

    Воспитательные:

-   воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей;

    - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

   Развивающие:

-  развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности;

- Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.

8. Методы и формы работы:

 - наблюдение;

- чтение художественной литературы;

- заучивание;

- рассказывание;

- художественное творчество;

- рассматривание произведений искусства;

 - беседы;

- подвижные, пальчиковые, сюжетно – ролевые игры;

 - опытно-экспериментальная деятельность;

 - конструктивно-продуктивная деятельность.

9. Сроки проведения: сентябрь 2018 – май 2019 года. 

10. Ожидаемые результаты (продукт проекта): воспитанник, имеющий представление о России как о многонациональной стране, знакомый с некоторыми традициями разных народностей, способный организовать свою деятельность,  умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий  исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы,  навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, любящий родной край, уважительно относящийся к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.

11. Сущность проекта: все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о многонациональной России.  Участвуя в мероприятиях, дети смогут приобрести новые знания о  некоторых обычаях, традициях, праздниках русских, татар, кумыков, башкиров, украинцов;   об особенностях быта и культуры народов России, обогатить словарь  новыми понятиями: припекать, папаха, колядки, сочельник,;   об особенностях  национальной одежды и обуви, орнаментов разных народов, через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование, рассматривание иллюстраций.

Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной форме дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания.

В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации, и информация о  России, игры, загадки и стихи.

12.Актуальность проекта:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» (Э.К. Суслова). Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, в  Ханты –Мансийском Автономном Округе, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.


Этапы реализации проекта – «Моя многонациональная группа».

(подготовительная  группа «Ромашки»)

пп

Мероприятия

Сроки

Цели

Ответственные

1 этап – подготовительный.

Сентябрь

Январь

2018г.

1

Беседа с родителями «Моя Родина  - Россия».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Приложение №1.

Воспитатели

родители.

2

Выставка «Красота родного края» — фотовыставка.

Вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Воспитатели

родители.

3

Папка – передвижка «Моя Родина - Великая Россия».

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

4

Анкету для родителей на тему: «Толерантность  путь к миру »

Вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Воспитатели

родители.

5

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы,приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Многонациональная Россия -  одна страна».

Воспитатели

родители.

2 этап – основной. Практический этап 

февраль - май 2019 учебный год

6

Беседы  «Россия родина моя»

 Презентация   «Россия  многонациональная»

Знакомство детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Приложение №2.

Воспитатели

7

Рассматривание книг, иллюстраций «Национальные костюмы народов России».

Сформировать представления  воспитанников об особенностях  национальной одежды и обуви, орнаментов разных народов.

Воспитатели Родители

8

Познавательные сообщения:«А знаете ли вы,

  • что значило на Руси «припекать ребенка?»
  • какой самый важный праздник у кумыков?»
  • что такое «сабантуй»?
  • что такое «колядки?»

Познакомить детей с некоторыми обычаями, традициями, праздниками русских, татар, якутов, азербайджанцев, узбеков, молдаван;  расширить  знания воспитанников об особенностях быта и культуры народов России, обогатить словарь воспитанников новыми понятиями: новруз, припекать, папаха,  колядки, сочельник,  

Воспитатели

9

Дидактические игры, «Придумай узор»,   «Чудесный мешочек», «Чей костюм?»

Подвижные игры:  Украинская «Хлибчик»;  Русская «Ручеек», «Дорогая Арина»; Татарская «Скок-перескок», «Угадай и  догони»; Кумыкская «Ты джигит и я джигит»; Башкирская “Липкие пеньки”

С помощью игр     передать  знания о традициях, обычаях, формировать представления о культуре народов,  учить детей играть.   Игры направлены на развитие устной речи, внимания, памяти.  

Приложение №3.

Воспитатели

10

Чтение сказок: Кумыкская  сказка «Друзья пастуха», Татарская сказка «Три сестры», Украинская сказка «Правда и кривда». Башкирская  сказка «Падчерица».

Расширить   словарь воспитанников, развивать любознательност, воспитывать уважение к мудрости народных сказок.

Воспитатели

Родители

11

Заучивание стихотворений У. Трутнева «О Родине», Г. Ладонщиков «С добрым утром, край родной!»В. Орлова  «Родное».

Развитие эмоциональной сферы детей, формирование патриотических чувств и любви к своему городу.

Воспитатели

Родители

12

 Конструирование из бумаги «Национальный головной убор»

• Рисование «Моя Родина».

• Рисование «Национальный костюм моего народа».

Раскрытие и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков драматизации, закрепление навыков, рисовании, аппликации.

Воспитатели

13

Пословицы, загадки, поговорки, потешки о родине.

Развитие эмоциональной сферы детей, формирование патриотических чувств и любви к своему городу.Приложение 4.

Воспитатели

14

Выставка детских работ «Моя Родина-Россия».

 Развивать у детей не только творческие способности, но и способность организации деятельности, умение работать в паре, оценивать результат совместного труда, воспитывали аккуратность, настойчивость  Подводя итог своей деятельности, дети анализировали ее, сравнивали замысел с результатом.

Воспитатели

15

Показ презентации  «Мы в мире, дружбе живем».

Обобщить исистематизировать представление детей омногонациональной Родине.

Воспитатели

16

 Создание мини – музея «Куклы в национальных костюмах».

Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре; развивать представление о том, что Россия - большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии; ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей; развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту людей разных наций.

Воспитатели

Родители

3 этап – заключительный.

Май 2019г.

17

 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

Подводятся итоги, подготавливается презентация.

Воспитатели

18

Анализ результативности


Литература.

Методическая литература:

  1. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М.: ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2003;
  2. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие – М.: Айрис – пресс, 2011;
  3. Г.Н.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: издательство «Скрипторий», 2003; 2010;
  4. Т.А.Шорыгина «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание – М.: Прометей. Книголюб. 2005;


Приложение №1.

Консультация для родителей. Знакомим детей с родным краем.

 Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из  задач воспитания в семье.

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. « Родной край- это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны.» ( С.А.Козлова,1981) Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.  
Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что…  «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», видя  в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Родители могут выучить с детьми пословицы и поговорки:
           «В своём болоте и лягушка поёт»
           «Дома и стены помогают»
           «Всякая птичка своё гнездо бережёт»
           «Где родной край, там и рай»
           «Где родился , там и пригодился» и т.д.
У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Если в семье часто читают детям сказки, то  сказка остаётся в душе ребёнка , как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.
Задача семьи - отобрать из массы впечатлений,  получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, прививая ребёнку  любовь к родному краю, родители должны сами его хорошо знать.
Родной город…Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Старших дошкольников знакомят с районом в котором они живут, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют , в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, району наблюдения за трудом взрослых.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех
- везде соблюдаются традиции
-повсюду живут люди разных национальностей
- люди берегут и охраняют природу
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Природа - неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой - это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в « сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью - золотой листок, весной- весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.   Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

Литература:
1. М.Д. Маханёва. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2004.
2. Е.С Евдокимова, Н.В.Езубова, Н.В.Додокина, И.В. Сластенова. Игры детей Поволжья: традиции и современность.Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.


Приложение №2.

Конспект беседы по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя!»

Цель: формирование представлений о России как о родной стране через знакомство с символами страны, ее традициями, обычаями и природой.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом!

В: Ребята, о чем это стихотворение?

Д: О Родине.

В: Как вы думаете, что такое Родина?

Д: Дом, где ты родился, где живешь….

В: Вы все правильно говорите, но Родина- Это не только ваш дом, улица или город, где вы живете, это еще и страна. Как называется наша страна?

Д: Россия.

В: Правильно, Россия. Давайте рассмотрим ее на карте   и на глобусе. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. Россия - великая страна.

В: Ребята, у каждой страны есть свои символы: герб, флаг и гимн. Давайте их, рассмотрим  и послушаем гимн. Из каких цветов состоит наш флаг?

Д: Белого, синего и красного.

В: Что вы видите на гербе?

Д: Двуглавого орла.

В: Когда слушают гимн страны, то встают. Давайте встанем около стульчиков и послушаем его.

У каждой страны есть главный человек - президент. Как зовут нашего президента?

Д: Владимир Владимирович Путин (если дети не знают, то говорит воспитатель) .

В: Молодцы. Посмотрите на него .

В: ребята, у нашей страны, как и у других стран есть главный город- столица и называется он Москва. Посмотрите, какой это красивый город .  Что вы можете сказать о Москве?

Д: Это красивый город, большой, с большими домами, широкими улицами…

В: Ребята, мы с вами говорили о большой Родине, а есть еще Малая Родина. Как вы думаете, что это такое?

Д: Это наше село.

В: Как он называется?

Д: Кулунда.

В: Правильно. Посмотрите на него  

В: Ребята, вы видели, какая большая наша страна Россия, поэтому на ее территории живет очень много народов. Посмотрите на них, на их костюмы . Какие они?

Д: Красивые, яркие.

В: Каждый народ занимается каким-либо делом: делает глиняную посуду, шьет кружева, изготавливает игрушки и т. д. Посмотрите  .

В: В России очень вкусная и разнообразная кухня. Посмотрите блюда традиционной кухни России: каша, щи, блины, окрошка  .

В: В России очень красивая природа.

Подведение итогов.

Что нового вы узнали из нашей беседы?

Приложение №3.

Подвижные народные игры.

  Татарская народная игра “Лис и курочки” (Телькихамтавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – лис. Курочки ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки. Когда к ним подкрадывается лис, петухи кричат ку-ка-ре-ку. По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лис, который старается запятнать любого из игроков.

На лугу гуляют куры, рядом с ними петушок. Ходит важною походкой, золотистый гребешок.

Лис подкрался незаметно, бросился на кур, те в миг

Закричали и в курятник побежали напрямик.

Кто не ловкий, не спешит, от лисы не убежит.

 

Русская народная игра. У дядюшки Трифона

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

На шестом году пространственно, время детской игры значительно расширяется дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные. Театрализованные игры и т.д. В руководстве такими играми мы пользуемся преимущественно опосредованными приемами, способствуя развитию самостоятельной игры как формы организации жизни детского общества, в таких играх формируется умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам, проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры.

 

Татарская народная игра «День и ночь» (Кындэзва тун).

На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Воспитатель между ними. Команда мальчиков – “Ночь”, а команда девочек - “День”. По команде “Ночь!” мальчики ловят девочек, по команде “День” девочки ловят мальчиков.

Правила игры. Осаленные дети переходят в команду соперника.

Ночь пройдет, наступит день. Свет придет, отступит тень.

Догоняет солнце звезды и не может их догнать,

Чтобы полное лукошко этих огоньков собрать.

 

Русская народная игра «Волки во рву».

На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров. Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки. Их немного, два или три и они не имеют права покидать ров. Остальные играющие – зайцы. Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками.

Правила игры. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или сам становится волком

Татарская народная игра «Скок-перескок» (Кучтем-куч).

На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки диам.30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: “Перескок!” После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих детей не могут находиться в одном кружке.

Мы займем свои кружки, будем смирно в них стоять,

Но, услышав “Перескок”, быстро бросимся скакать.

На одной ноге скачу, я в другой кружок хочу.

Надо всех опередить, мне не хочется водить.

 

Русская народная игра. «Кувшинчик».

Описание. Дети танцуют парами плавным хороводным шагом.

Это игра на заклик дождя. Игра дает возможность прожить минуты единения, выразить свои симпатии, говорить и действовать в кругу друзей. Природа выбирает достойных внимания и усиливает каждого силой коллективного признания.

Ход игры: Избранный водящий берёт мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о Землю, поёт:

Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.

Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!

Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его.

Поймавший мяч отходит в сторону, все остальные, подняв руки и образовав над головой «круг–колесо», поют:

Мы знаем все подряд, что ребята говорят:

Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!

Игрок с мячом поёт:

Я знаю всё подряд, что ребята говорят:

Дуб зелёный, ландыш, мак, я бросаю мяч — вот так!

И бросает мяч кому–нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого попал, тот водит.

Башкирская народная игра “Липкие пеньки” (Иэбешкекбукэндер).

Три- четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

На полянке у реки появились вдруг пеньки.

Кто-то их смолой облил, сверху донизу залил.

Обойдем их стороной, ни коснувшись, ни задев,

Мы найдем пенек сухой, отдохнем на нем присев.

 Украинская народная игра  Чаклун

Правила игры: колдун вытягивает вперед руку ладонью вниз, участники держат под ней указательные пальцы. На счет «раз, два, три» колдун должен схватить кого-то за палец, а участники — не допустить этого и разбежаться в стороны. Колдун должен догнать и дотронуться до любого из участников. Тот, кого «засалили» должен замереть с разведенными в стороны руками. Он заколдован, дотронувшиеся до него другие участники могут его расколдовать, но колдун не дремлет… Заколдованный трижды игрок сам становится колдуном.

Украинская  народная игра   Колир

Правила игры: водящий становится спиной к игрокам. Неожиданно он должен выкрикнуть название какого-то цвета (красный, синий, желтый), игроки быстро находят его на своей одежде и держатся за цвет так, чтобы водящий видел. Те, у кого на одежде названного цвета нет, начинают убегать. Кого водящий поймает, тот им и становится.

Что развивает: знание цветов, мышцы ног, скорость реакции, координацию в пространстве.

«ГУСЬ» - кумыкская народная игра.

Играет вся группа.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Где ладошка? Тут?

Тут.

На ладошке пруд?

Пруд.

Палец большой – это гусь молодой.

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал.

Этот палец суп сварил.

Самый меньший – печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот. Вот.

Игра проводится стоя или сидя. Руки у детей за спиной. На вопрос воспитателя: Где ладошка? Тут? – ребята протягивают руку вперед ладонями вверх. Далее дети, произносят текст вместе с ведущим, загибают пальцы в порядке, указанном в стихотворении. На последние 3 строки свободно встряхивая кистями рук, разводят руки в стороны и со словом “Вот” поднимают их вверх, хлопая над головой. С окончанием стихотворения ребята роняют руки вниз.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

При разучивании движения выполняется одной рукой (правой), потом (левой). Последние три строки рекомендуется произносить с некоторым повышением интонации и в более быстром темпе.

                            БЕЛЫЙ ТОПОЛЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ТОПОЛЬ

(«Акъ терек, гоьк терек») - кумыкская народная игра

Играет вся группа.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Каждая команда выстраивается за свою линию в шеренги лицом друг к другу. Расстояние между ними 10м. и они соответственно называются “Белый тополь”, “Зеленый тополь”. Дети произносят слова: “Кто вам нужен?” Воспитатель отвечает: белый тополь или зеленый. Это является сигналом, и первый ребенок из названной команды бежит и старается прорвать цепь другой команды. Если это удается, то уводит одного ребенка, если нет, то остается в этой команде. Где окажется больше играющих, та команда побеждает.

Команда выстраивается по 12 человек.

«ТЫ ДЖИГИТ, И Я ДЖИГИТ»

/для детей 4-7 лет/

Играет вся группа.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Для игры выбираются двое мальчиков – джигитов-смельчаков.

Воспитатель стоит в центре зала, держит в горизонтальном положении небольшую – лучше короткую (палку). Мальчики становятся в сжатые кулаки вперед (держат вожжи) – один лицом к детям другой спиной.

Все дети поют попевку:

Ты джигит, и я джигит!

У обоих грозный вид!

Ты на солнце я в тени

Ты меня перетяни!

Воспитатель крепко держит ту палку до конца считалки, которую говорят дети: “раз – два – три тяни!”

Затем воспитатель отпускает палку и отходит в сторону, давая джигитам возможность посоревноваться.

Каждый джигит старается перетянуть своего соперника на свою сторону, пятясь ногами назад, дети болеют за кого хотят. Как только один из джигитов перетянет другого на свою сторону, воспитатель должен поднять обе руки вверх, давая понять, что игра закончилас

Народная игра активно используется в структуре занятий и помогает «открытию» новых знаний и формирования умений решать жизненные задачи.


Приложение №4.

Пословицы о Родине

  • Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  • Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Где жить, тем и слыть.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
  • Где кто родится, там и пригодится.
  • Если народ един, он непобедим.
  • Кто за Родину горой, тот и герой.
  • Прилетел гусь на Русь — погостит да улетит.
  • Худая та птица, которая гнездо своё марает.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • В чужом доме побывать — в своем гнилое бревно увидать.
  • Чего не знаешь, туда и тянет.
  • Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
  • На одном месте и камень мохом обрастает.
  • Земля русская вся под богом.
  • Где сосна взросла, там она и красна.
  • И лес шумит дружней, когда деревьев много.
  • Своя печаль чужой радости дороже.
  • Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.
  • Горе в чужой земле безъязыкому.
  • Чужая сторона прибавит ума.
  • Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
  • На родной стороне и камешек знаком.
  • Где сосна взросла, там она и красна.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • Если вздохнуть всем миром - ветер будет.
  • Жить - Родине служить.
  • В каком народе живёшь, того обычая держись.
  • Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
  • Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.
  • На родной стороне и кумушек знаком.
  • Наша сила - семья едина.
  • Что русскому здорово, то немцу смерть.
  • Зачем далеко и здесь хорошо.
  • С родной сторонки и ворона мила.
  • Чужая сторона дремуч бор.
  • Нет земли краше, чем страна наша.
  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Без корня и полынь не растёт.
  • В каком народе живешь, того и обычая держись.
  • Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
  • Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест.
  • О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
  • Согласие крепче каменных стен.
  • С родной земли - умри, не сходи.
  • Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел — заплакал.
  • На Руси не все караси — есть и ерши.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • Чужая сторона - мачеха.
  • Пока под чужой крышей не побываешь, своя, где течет, не узнаешь.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
  • Полетели за море гуси, прилетели тоже не лебеди.
  • Будь не только сыном своего отца - будь и сыном своего народа.
  • За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да своё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

Технологические карты  помогут педагогам спланировать непосредственную образовательную деятельность,  образовательные ситуации на игровой основе, совместную деятельность воспитателя с детьми...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет тема: «Органы чувств».

Содержание конспекта включает в себя интеграцию образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие&r...

Открытое занятие по познавательному развитию для детей общеразвивающей направленности от 5-6 лет

Данное занятие формирует знания о здоровом и правильном питании, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 5- года жизни Тема: "Первоцветы"

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 5- года жизни Тема: "Первоцветы"...

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 4 - года жизни Тема "Животные"

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 4 - года жизни Тема "Животные"...

Конспект занятия по познавательному развитию (в группе общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет) тема: «Зима-волшебница»

Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойствах снега....