семинар-практикум для родителей "Значение пальчиковых игр дошкольников посредством использования нетрадиционных игр"
методическая разработка

Наталья Владимировна Волкова

  использвание нетрадиционных пальчиковых игр в развитии ребенка и их использование в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_mamam_i_papam.docx28.34 КБ
Файл znachenie_palchikovyh_igr.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека мамам и папам

Апельсин.

Мы делили апельсин (зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем её другой рукой) Много нас, а он - один,

Эта долька - для ежа (на каждой дольке правая рука поочерёдно разжимает пальчики на левой руке),

Эта долька - для чижа,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для бобра,

 А для волка - кожура! (встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились).

Это упражнение можно выполнять с мячиком.

 «Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки).

Я с игрушками играю.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Шалун

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

(На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

игра - с пуговицами:

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. (Родители выкладывают рисунок на любую тематику). Дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Месим тесто

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

(Можно месить мягкие кубики в коробе)

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе«Кыш!».

Упражнения без речевого сопровождения.

Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак.

Человечек. Указательный и средний палец руки “бегают” по столу.

Ёжик. Руки сцепить в замок. Пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить. И другие.

Пальчиковые игры с шариком «Су-Джок» и массажными кольцами

«Дождик»

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

(стучим медленно шариком об ладонь)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

(стучим шариком об ладонь, ускоряя темп)

Мы зонты свои раскрыли,

(шарик находится под ладонью)

От дождя себя укрыли.

(сжимаем шарик в ладони).

«Ёжик»

Наш волшебный мудрый ёжик

(прокатываем по левой руке)

Не нашёл в лесу дорожек.

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

(катаем между ладоней вертикально)

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать.

(катаем между ладоней горизонтально)

Ловкими станут пальчики,

Умными – девочки, мальчики.

(катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху).

Угощайтесь, молодцы!

Массаж пальчиков шестигранными карандашами:

грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Массаж зубными щётками:

Растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики.

Пальчиковая игра «Башмачки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка

Только шаркает немножко.

Массаж  фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт)

Раз – бежит к нам индюшонок,

указательный

Два – был желтеньким утенок,

средний

Три – а курица в гнезде,

безымянный

На четыре – жарко мне.

мизинец

Пять – и куры ужин ждут,

мизинец

Шесть – утки в озере плывут,

безымянный

Семь – мы ищем яйца,

средний

Восемь – надо постараться,

указательный

Девять – вижу я гусей,

большой палец левой руки

Десять – страх ты одолей!

большой палец правой руки

Упражнение с пельменницей.

Взять пельменницу и предложить ребёнку ходить указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам пельменницы. Стараемся делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно- и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.»

Позже задание можно усложнить, ходить указательным и безымянным пальцами.

Упражнение с шариком для игры в «Дартс»

Ходит ёжик без дорожек Катают шарик в руках, делая движения

Не бежит ни от кого. «вперёд-назад»,

С головы до ножек «вправо-влево» между ладоней.

Весь в иголках ёжик,

Как же взять его? Сжимают шарик между ладоней.

Упражнение с губкой для мытья посуды.

предложить ребёнку сжимать губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут- будут из печи

Булочки и калачи.»

Упражнение с щёткой.

«Моем, моем трубочиста Проводят круговыми движениям по правой

Чисто, чисто, чисто, чисто! ладошке

Будет, будет трубочист, Движения «вперёд» от запястья к кончикам Чист, чист,чист,чист!» пальцев

Тут и мыло подскочило Другой стороной щётки,-пемзой проводит

И вцепилось в волоса, по левой руке движениями « вперёд»

И юлило, и мылило, по правой руке движениями «вперёд»

Упражнение со счетными палочками 

Очень длинный клюв у цапли,

     

Вы длиннее найдете вряд ли.

       

Клювом мериться пришли

              

Аисты и журавли.

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

 Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки. Затем проделывают те же действия левой рукой

Игровой самомассаж  каштаном

1, 2, 3, 4, 5!  
С каштаном будем мы играть!-
 
С каштаном будем мы  играть 
 -
Своим ручкам помогать.

(Загибаем пальчики на обеих руках одновременно)
(разгибаем пальчики на обеих руках)
(катаем каштан между ладонями)

Я каштан держу в руке,
И ладошками катаю.
Зажимаю в кулаке.          
Отпускаю, разжимаю

Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

Я каштан держу в руке,
И ладошками катаю.
Зажимаю в  кулаке.                
Отпускаю, разжимаю.

Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.

Соединяем пальчики на обеих руках, пальчики здороваются)

Пальчики свои встряхнём
И немного отдохнём!

(Встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время орешек «исчезает» и появляются что-то другое)

Игровой самомассаж  веточками ёлочки

1, 2, 3, 4, 5!
С ёлкой будем мы играть!
С ёлкой будем мы играть!
Своим ручкам помогать!

(Веточка ели  лежит на левой руке, накрываем правой рукой и
прокатываем веточку между ладонями горизонтально).

Ёлочка, ёлочка,                                          
Колкая иголочка
Нас несильно уколи,
Нашим ручкам помоги.

Меняем положение рук. Веточка ёлки  лежит на правой руке, накрываем левой рукой и прокатываем веточку между ладонями горизонтально).

Ветку ёлочки возьмём
И в руках её помнём!

Веточка ёлки между ладонями, мнём  веточки между ладонями снизу вверх вертикально).

1, 2, 3, 4, 5!
Ёлка будет танцевать.

(Веточка ёлки между ладонями, катаем веточку между
 ладонями снизу вверх и сверху вниз вертикально)

Свою ёлочку возьмём,                                                       
На край стола мы уберём.   

(Убираем веточку ёлки на край стола)

1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём
И немного отдохнём!

(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем )

Игровой самомассаж конструктором ЛЕГО

Слова

Действия

1, 2, 3, 4, 5!                                  

В конструктор будем играть!      

(Загибаем-разгибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

В конструктор будем играть       

Своим ручкам помогать!                   

(Кулачки-ладошки ударяем

 друг о друга поочерёдно)

Конструктор в руки мы возьмём  

На руку левую кладём,                  

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

(Выполняем действия

в соответствии с текстом, прокатывание конструктора

 между ладонями)

Сейчас руки поменяем,                 

Точно также покатаем.

 (Меняем положение рук прокатывание конструктора

 между ладонями ,левая рука сверху)

В ручку правую возьмём                

И сильней его сожмём!

(Сжимаем конструктор в правой руке) 

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.                

(Имитируем игру на пианино

правой рукой)

В ручку левую возьмём                    

И сильней его сожмём.

(Сильно сжимаем  в левой руке)

Руку быстро разжимаем,  

На "пианино" поиграем.                    

(Имитируем игру на пианино

правой рукой)

Мы конструктор убираем                  

Быстро пальчики считаем!

На левой ручке посчитаем,                    

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!                

На правой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!              

(Убираем  на край стола)

(Загибаем пальцы на правой руке)

-(Загибаем пальцы на левой руке)

Пальчики свои встряхнём,                  

Заниматься мы начнём!        

(Интенсивно трясём ладошки,

продолжаем занятие)

Игровой самомассаж с использованием  грецкого ореха

 (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)

             

Наш орешек непростой,
Он волшебный, золотой.

С орешком будем мы играть

Своим ручкам помогать.

Мы с орешком поиграем,(в правой руке)

Его с горочки катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!

Снова весело играем,(в левой руке)

По другой руке  катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!

В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

В другую руку мы возьмём (в левой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни,

И немного отдохни!

Игровой массаж обыкновенной бумагой

Слова

Действия

 1, 2, 3, 4, 5!

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой  ручке отдаём.

(Берём в правую руку и мнём только правой рукой, затем перекладываем в левую).

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой)

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка (на колобка, ёжика,  кубик-рубик, мячик, пирамидку, ёлку, рыбку, зайчика итд.  зависит от фантазии детей и получившейся формы бумаги).                            

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук

(Встряхиваем кисти рук,

закрываем глаза, отдыхаем)

Игровой самомассаж рук с использованием коврика "Травка".

Слова

Действия

 1, 2, 3, 4, 5!

(Загибаем  пальчики

на обеих руках одновременно)

По травке будем мы шагать!

По травке будем мы шагать!

(Шагают все пальчики обеих рук )

Свои ручки развивать!          

(Удары кулачками и ладошками попеременно)

Пальчики потопали,            

Потопали, потопали!      

       

(Все пальчики обеих рук "топают"

 на месте по коврику "Травка"

Ладошками похлопали,

Похлопали, похлопали!

(Обе ладошки хлопают по коврику,        не отрывая запястья от стола),      

А большой он умный самый  

Потанцуй-ка вместе с нами!

(Большой палец танцует по коврику)

Указательный танцуй                

И старайся не балуй!

(Танцует  указательный палец)

Средний пальчик попляши         

Постарайся от души! 

 (Танцует средний палец)

Безымянный дорогой

Потанцуй и ты со мной.              

(Танцует безымянный палец)

И мизинец маленький                    

Самый он удаленький!

(Танцует  мизинец)

1, 2, 3, 4, 5!                      

Мы закончили играть!  

(Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)

Пальчики свои встряхнём,                  

Заниматься мы начнём!        

(Интенсивно трясём ладошки,

продолжаем занятие)

Игровой самомассаж канцелярскими скрепками

Слова

Действия

1, 2, 3, 4, 5!

Скрепкой будем мы играть!-

(Загибаем-разгибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

Скрепкой будем мы играть!    

Своим ручкам помогать.  

         

(Кулачки-ладошки ударяем

 друг о друга поочерёдно)

Эту скрепочку возьму,

Большой пальчик надавлю,

Кругом скрепку поверну

И ещё раз надавлю.

(Выполняем действия

 в соответствии с текстом

на большом пальце левой руки)

 Указательный поймаю,

Точно также поиграю.

(Надавливаем подушечку указательного пальца скрепкой и поворачиваем по кругу)

Средний пальчик я  поймаю,

Точно также поиграю.

Безымянный я  поймаю,

Точно также поиграю.

И мизинец я  поймаю,

Точно также поиграю.

(Выполняем действия

в соответствии с текстом на среднем, безымянном пальцах и мизинце левой руки)

В серединочке ладошки

Нарисую я горошки!

(Делаем точечный массаж в середине левой руки)

Сейчас руку поменяю

Большой пальчик я поймаю.

Кругом скрепку поверну

И ещё раз надавлю.

(Аналогично делаем массаж на правой руке)

Свою скрепочку возьмём,

На край стола мы уберём!

(Убираем скрепку на край стола))

Пальчики свои встряхнём, 

И немного отдохнём!

(Интенсивно трясём ладошки,

ложимся на ладошки, закрываем глаза, отдыхаем)

массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, 

"Покрути шишку"
Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

"Ласковое пёрышко"
Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.



Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИГР »

Цель: систематизация знаний родителей о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и их использование в образовательном процессе.

Задачи:

  • Повышать уровень знаний родителей по проведению нетрадиционной пальчиковой гимнастики.
  • Развивать творческий потенциал родителей.

Форма проведения: семинар-практикум  для родителей.

Оборудование: проектор, экран, магнитофон, презентация «Пальчиковые игры посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Ход мероприятия:

1...Приветствие

Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать словами  В. А. Сухомлинский

Источник творчества способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Сегодня я хотела бы поговорить о пальчиковых играх, с использованием нетрадиционного материала, которые оказывают благоприятное воздействие на развитие пальчиковой моторики у обычных детей и детей с речевыми нарушениями.

2.Ознакомление с темой.

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Например:

мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы:

I   группа. Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

II  группа. Упражнения для пальцев условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

  • Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
  • Игровые задания должны постепенно усложняться.
  • Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
  • Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
  • Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

  • самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
  • игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
  • игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

  • самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
  • игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

Упражнения для массажа (или самомассаже рук):

  • «Массаж подушечек пальцев рук» ;«Массаж фаланг пальцев»;
  • «Массаж прижимающий»; «Упражнение с мячом-ёжиком»;
  • «Упражнение с прищепками»; «Самомассаж горохом»;
  • «Горох и фасоль»; «Колечки»; «Гладь мои ладошки, ёж».

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

  • «Цепочки»; «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки»; «Соединение одноимённых пальцев»;
  • «Пианист»; «Пальчики кивают»; «Горошки»
  • ;«Упражнение с пробками»; «Упражнение со счётными палочками»;
  • «Пальцеход»;«Колодец».

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

  • «Ладонь — кулак»; «Поочерёдное соединение всех пальцев» ;«Ножки».

        Упражнения с различными предметами (которые почти всегда есть в обиходе):

  • «Упражнение с мячом-ёжиком»; «Упражнение с прищепками»;
  • Упражнение с пельменницей.
  • «Упражнение с эспандерами»; «Упражнение со стопором»;
  • «Упражнение с пробками»; «Узловка»; «Колодец»;
  • «Упражнение с чётками»; «Упражнение с бусами»; «Горох и фасоль»;
  • «Упражнение со счётными палочками»;  «Пальцеход» ;«Комканье платка»;
  • «Все узлы переберу»; «Мне дала синичка хрупкое яичко»;
  • «Волшебные орешки»; «Будь сильней, моя рука».

        Гимнастика для пальцев:

  • «Щелчки»;«Потягивание за кончики пальцев».

Игры с пальчиками без предметов с речей сопровождением.

Упражнения без предметов можно выполнять и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).

Стихи, сопровождающие упражнения с пальчиками, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

 

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите положение пальцев и кисти. Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребёнок действует неправильно, надо снова показать ему верное положение. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребёнок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить ребёнка в случае необходимости самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Начинать пальчиковые игры всегда надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2—5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С РЕБЁНКОМ

  • Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий.
  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
  • Никогда не принуждайте ребёнка. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

3. Практическая часть.   Проведение пальчиковых игр с родителями.

4. Заключительная часть.   Игра «Закончи предложение».  Родители берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…»

«Я задумалась…»

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

На этом можно закончить наш семинар, но ещё раз хочу напомнить о том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

И на память о нашем семинаре, мы хотели бы раздать Вам памятки с подборкой игр.

Большое спасибо за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...

Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...

Семинар-практикум по изобразительной деятельности для педагогов по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников »

Семинар-практикум состоит из теоретической части, практической части и рефлексии.  Перед педагогами раскрывается  значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольникам...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи младших дошкольников с использованием игровых технологии"

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания....