буклет "Психологическая готовность к школьному обучению"
консультация (подготовительная группа)

Новикова Виктория Юрьевна

 

Психологическая готовность к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu_1.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации - умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны. Часто мы можем услышать от дошкольника: «Я самый сильный в группе», «Мой рисунок самый лучший» и т. п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении - отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.

Интеллектуальная готовность.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность, то есть у ребенка должны быть развиты:

  •  ориентировка в пространстве и времени;
  •  регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
  • любознательность;
  •  воображение, наблюдательность;
  •  образные представления;
  •  речь и мышление (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы);
  •  тонкая моторика руки (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);
  •  хорошая память.

                       

МБДОУ «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида»

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=a70b43e47e1e0f14ba836b9cb8a39b80-39-144&n=21

Подготовили воспитатели подготовительной группы «Солнышко»

Новикова В.Ю.

с. Стригуны 2019 год

Психологическая готовность к школьному обучению — целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и эмоционально-волевой. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Выделяют следующие показатели психологической готовности:

  •  мотивационный компонент;
  •  интеллектуальный компонент;
  •  личностный компонент;
  •  социальный компонент;
  •  речевой компонент;
  •  физиологический компонент.

Разберем несколько основных компонентов: мотивационная готовность; социальная готовность; личностная готовность; интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность.

Учебная мотивация складывается у будущих первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя Е        прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет

малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное         дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. г        Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не будет получаться, то – обращать за помощью ко взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию,

действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

Социальная готовность.

У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, то есть у него должна быть сформирована мотивация учения - интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника - эмоционально благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым, и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности; ребенок осознает необходимость учения, понимает его важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

Личностная готовность.

Для того чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватно системе обучения отношения со взрослыми, то есть у него должна быть развита произвольность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку. Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня». непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку. Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».        ....

Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=983da86614e75929dcee8293dc359df8-131-144&n=21

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....