Воспитание КГН у детей раннего возраста. Умывание.
консультация (младшая группа)

Николаева Елена Валентиновна

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей требует последовательности и регулярности, как со стороны ДОУ, так и со стороны родителей. Использование потешек и стихов во время умывания делает процесс обучения весёлым и непринуждённым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Формирование основ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ необходимо начинать с раннего детства. Выработать потребность у ребёнка в соблюдении правил гигиены непростая задача, ведь малыш ещё может быть неловок в движениях и, как исследователь и покоритель окружающего пространства, не всегда бывает чист и опрятен. Но, понимание того, что важно умываться, чистить зубы, принимать ванну, мыть руки после прогулки, туалета, перед едой - должно быть принято ребёнком, как нечто естественное и неоспоримое. "Пришёл с улицы домой - первым делом руки мой" - эта поговорка знакома нам с детства.

       Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей - дело важное и необходимое, требует последовательности и регулярности, как со стороны ДОУ, так и со стороны родителей. В ДОУ дети учатся закатывать рукава, намыливать руки, смывать пену под водой, вытираться своим полотенцем.

    Для начала, чтобы процесс обучения не был "навязанным" ребёнку, лучше предложить это как игру (например: "Давай, пойдём поищем, где живёт водичка!"). Позже, можно использовать стремление ребёнка к самостоятельности - "Ты уже большой! Покажи, как ты САМ умеешь мыть руки!" или "Сделай мыльные перчаточки! У кого из нас лучше?" ("перчаточки"- намыливаем руки и трём между собой, чтобы получилось много пены на руках)

     Использование потешек во время умывания делает процесс обучения весёлым и непринуждённым, помогает не только придать процессу форму игры или забавы, но и способствует РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Ребёнок может подговаривать слова потешек вместе со взрослым, а в дальнейшем говорить самостоятельно - воспроизводить по памяти.

      И обязательно ХВАЛИТЕ ребёнка, даже если пока он делает что-то неумело, поддерживайте в нём уверенность, что всё получится! Похвала - внимание родителей - лучшая награда для всех детей!

     Предлагаю КАРТОТЕКУ ПОТЕШЕК и СТИХОВ для УМЫВАНИЯ:

               ***

Ой, лады-лады –лады

 не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

                 ***

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки краснели,

Чтоб смеялся  роток

И кусался зубок!

                  ***

Знаем, знаем да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться.

Лейся на ладошку

По-не-мно-жку

Нет. Не понемножку,

Посмелей!

Будет умываться веселей!

                     

                   ***

Утром звери просыпались,

Чисто звери умывались.

Лишь медведь не умывался –

Неумытым он остался.

Стали мы его купать,

С головою окунать.

Плачет Мишенька:

- Простите!

И меня вы отпустите!

Я большой, я буду сам

Умываться по утрам!

                   ***

Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг сверкало»

                    ***

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

                   ***

Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться.

                 ***

Каждый день мы утром рано

Умываемся у крана,

Моем шею, моем уши,

Вытираемся посуше.

Только кукла всё боится,

Ей не нравится водица,

Ай-ай-ай.

                   ***

Сильва Капутикян «Хлюп-хлюп»

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз,

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз,

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

Елена Николаева «Перед умыванием»

Чтобы ручки мыть, сперва

   Закатаем рукава.

   Тянем, тянем рукавок,

   Показался локоток.

   И другой подтянем тоже,

   Вот теперь и мыться можно!

                   ***

 Елена Николаева «Умывалочка»

Мыло скользкое, постой!

   Подружи нас с чистотой!

   Мы вот так тебя потрём,

   В пену мыльную собьём,

   А потом, а потом

   Наши ручки сполоснём.

                    ***

Елена Николаева «Вытиралочка»

    Полотенчико попросим

    С нами в прятки поиграть.

    Прячьте глазки, прячьте носик.

    Где ребятки? Не видать!

    Будем, будем полотенцем

    Наши щёчки вытирать!

    И с ладошек маленьких

    Вытрем капли-капельки.

    Вот и кончилась игра.

    Вы сухие, детки? - Да!

Елена Николаева

Добрая водичка! Помоги немножко:

Вымой у ребяток грязные ладошки!

Ты, кусочек мыла, мыль нас не жалея,

Станут наши ручки чище и белее!

Елена Николаева «Заботливая уточка»

Уточка-мама купала утёнка:
Вымыла каждое пёрышко, хвост,
Долго-предолго сушила пелёнкой,
Все хохолки причесала гребёнкой,
После взглянула, а сын-то подрос!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, как условие повышения компетентности в воспитании и развитии детей раннего возраста».(из опыта работы)

В данном тексте изложен опыт работы по взаимодействию и общению с  родителями воспитанников.Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития ребёнка....

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Умывание

Образовательная деятельность в режимных моментах. Авторские стихи....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Формирование компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста».

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...

Реферат по дисциплине: Воспитание и обучение детей раннего возраста "Проблема диагностики психического развития в педагогике раннего возраста"

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможно...

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста

Родительское собрание«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА №4 «ОДУВАНЧИК» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...