Главные вкладки

    «Духовно –нравственное воспитание дошкольников»
    статья

    Дмитриева Светлана Генриховна

     

    Духовно-нравственное воспитание – дело абсолютно необходимое, тем более в современную эпоху, когда материальные ценности подменяют духовные. Современное положение общества характеризуется не только мировым экономическим кризисом, но и кризисом духовным.

    Ученые, философы, социологи, педагоги уже на протяжении не одного десятилетия бьют тревогу по поводу нравственной деградации нации. Грубость, цинизм, алкоголизм, наркомания и проституция широко разлились по всему пространству России. Сказанные Ф.Тютчевым ещё в IX веке слова: «Не плоть, а дух растлился в наши дни» как нельзя лучше характеризуют нашу современность. Кто желает воспитывать ребёнка, тот должен пробудить и укрепить в нём духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательного будет пробуждён и если инстинкт будет образован и осчастливен этим пробуждением, то в жизни ребёнка совершится важнейшее событие и дитя справится со всеми трудностями и соблазнами предстоящей жизни.

    В этом состоит секрет воспитания, его живая тайна. Но именно это упущено нашей эпохой: последние поколения человечества разучились воспитывать в детях духовность инстинкта и тем открыли для них гибельные пути.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx18.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Солнышко» г.Волжск РМЭ

    «Духовно –нравственное воспитание дошкольников»

    подготовила : Дмитриева С.Г.

    музыкальный руководитель

    2018

    Духовно-нравственное воспитание – дело абсолютно необходимое, тем более в современную эпоху, когда материальные ценности подменяют духовные. Современное положение общества характеризуется не только мировым экономическим кризисом, но и кризисом духовным.

    Ученые, философы, социологи, педагоги уже на протяжении не одного десятилетия бьют тревогу по поводу нравственной деградации нации. Грубость, цинизм, алкоголизм, наркомания и проституция широко разлились по всему пространству России. Сказанные Ф.Тютчевым ещё в IX веке слова: «Не плоть, а дух растлился в наши дни» как нельзя лучше характеризуют нашу современность. Кто желает воспитывать ребёнка, тот должен пробудить и укрепить в нём духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательного будет пробуждён и если инстинкт будет образован и осчастливен этим пробуждением, то в жизни ребёнка совершится важнейшее событие и дитя справится со всеми трудностями и соблазнами предстоящей жизни.

    В этом состоит секрет воспитания, его живая тайна. Но именно это упущено нашей эпохой: последние поколения человечества разучились воспитывать в детях духовность инстинкта и тем открыли для них гибельные пути.

    Грядущая культура должна понять эту ошибку и обновить своё педагогическое искусство.

    Воспитание должно сообщить ребёнку новый способ жизни. Его основная задача не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца. Обогащённая память и подвижная мысль – при мёртвом и слепом сердце – создаёт ловкого, но чёрствого и злого человека. Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное.

    Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов:

    Оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка».

    Детский инстинкт, раз потрясённый, во всей своей беспомощности, грубым и жестоким впечатлением, раненный в своей слепоте, может пережить неизлечимую или почти неизлечимую душевную судорогу, если у него не будет необходимой и драгоценной духовной опоры. Поэтому педагогически так важно, чтобы духовность инстинкта была пробуждена до этих неизбежных потрясений и ранений.

    Педагог (родители) имеет великую и ответственную задачу пробудить детскую душу при первой возможности лучом божественной благости и красоты, любви и радости, чтобы она очнулась из своих забвенных сумерек, от чувственного насладенчества и пережила благостное пробуждение.

    Ласковый взор и голос матери уже начинают это дело.

    В мире есть чудесные сочетания красок,- естественно гармоничные, для вкуса безупречные, нежные и разнообразно богатые: надо показать их ребёнку и радовать его ими.

    В мире есть изумительные, одухотворённые светотени, пленившие когда-то Леонардо, венецианцев и Рембрандта; надо, чтобы веяние их коснулось ребёнка и дохнуло на него.

    Есть простые и нежные мелодии,- их так много в русских народных песнях, колыбельных, свадебных и хороводных,- которые ребёнок должен получить ещё в колыбели.

    Мать, поющая своему малышу, начинает его истинное воспитание: это дух её инстинкта обращаться в духовности его инстинкта, рассказывая ему о возможности любви и счастья на земле. Какие чудесные колыбельные были пробуждены этим пением в младенческой душе и потом возвращены миру в композициях великих музыкантов.

    Душа засыпающего ребёнка пела эти песни вместе с матерью и воспринимала сквозь них первозданное пение ангелов (Лермонтов): и потом унесла их в жизнь, как благословение материнской любви.

    Как же сформировать нравственное и духовное становление личности ребёнка, направленное на здоровый образ жизни?

    Думается, необходимо опираться на целостное знание о законах живой материи, о человеке, его методах познания окружающего мира.

    Окружающее пространство видит и слышит то, что взрослый человек уже не слышит и не видит (а может не замечает), чувствует тоньше. Как часто маленький ребёнок беспокойством или плачем реагирует на плохого человека, как меняется его реакция на изменения настроения матери; он веся напряжён, насторожен на резкие звуки рок – музыки но совершенно по-другому реагирует на нежную мелодичную музыку.

    А как хорошо было бы с первых месяцев жизни ребёнка вывозить его на природу, в лес; туда где тишину нарушает шелест листвы и пение птиц, где мягкая трава и нежно-красивые цветы.

    Как хорошо, когда дома звучит классическая музыка, ведь классика – гармония вечности;

    И почаще бы с ребёнком был ровный, доброжелательный разговор: нежный  ласковый голос мамы и, обязательно, мамина колыбельная. К  сожалению многие родители, когда по незнанию, когда по невнимательности окружают ребёнка звуками и предметами, разрушающими гармоничную связь с окружающим его миром. Дома эту гармонию нарушают звуки телевизора, магнитофона, нелепые гремящие игрушки, резкая громкая речь. На улице –шум проезжающих машин, постоянное людское движение и т. п. Ребёнок, привыкая к этим раздражителям, утрачивает способность к такому ощущению окружающего мира, у него как бы « черствеет душа».

    И уже не замрёт сердце от красоты заката и причудливости облаков, не остановится и не прислушается ребёнок, завороженный пением птички, и ботинок сомнёт цветок.

    Как же помочь ребёнку в познании себя и окружающего мира?

    Каждая деятельность в детском саду, есть отражение природы и человеческой жизни. Значит, воспитание должно начинаться с развития души, посредством которых ребёнок будет постигать окружающую жизнь. Здесь огромное поле деятельности для творчества педагога.  

    К примеру:

    - через музыку к модели, цвету, форме;

    - через цвет и форму к мыслям и музыке;

    - от мысли к музыке, цвету и форме, или от мысли к форме, цвету и музыке.

    Как это сделать на практике?

    Представим себе, что дети слушают музыку в течении нескольких дней. С каждым разом они более легко настраиваются на её гармоничное звучание, начинают сопереживать, пропуская музыку через сердце.

    Подобным образом можно идти от изображения, будь то пейзаж, портрет и т. д.

    Дети через цвет и форму изображения пытаются уловить настроение, чувство, переданное художником. Осмысление и художественная характеристика помогают ребёнку учиться объяснять свои ощущения и чувства. Затем предложить ребёнку подобрать подходящую музыку (мелодию).

    Дети очень увлечённо и творчески относятся к таким упражнениям. Если подобные занятия проводить систематически, то ребёнок научится тоньше чувствовать, анализировать свои чувства: в результате чего развивается воображение. А главное – ребёнок учится «смотреть в себя», изучать себя, понимать себя.

    Человек самонастраивающийся инструмент в огромном мировом оркестре, исполняющим созданную Творцом музыку: каждый инструмент в этом оркестре должен точно исполнить свою партию, не нарушая гармонии общего звучания.

    Но как правильно настроиться человеку на тот «камертон»,дающий идеально чистый тон (звук) для настройки? Он внутри каждого из нас,  в глубине души, в сердце. Он то, что мы называем совестью, «внутренним голосом», то Божественное, что есть в каждом человеке и звучит постоянно в тональности добра, красоты, любви, веры и милосердия, но не всегда слышимо нами.

    Этот камертон звучит и во вне: в красоте, неподдельной искренности и доброте природы и людей, живущих в ладу с Богом и с голосом Божием – с совестью. Надо только всмотреться, вдуматься, вчувствоваться в окружающую природу и в самого себя. Это и будет настройкой своей души на Божественное звучание Души Мира.

    Если мы хотим, чтобы наша жизнь и жизнь наших детей стала лучше, счастливее,- нужно пересмотреть ориентиры в образовании и воспитании: растить не только знающего и умеющего Царя природы, перекраивающего мир по своему усмотрению, а глубоко и тонко чувствующего Мудрого Творца, знающего законы мироздания и созидающего по Божьим законам истины, красоты, веры, добра, любви и милосердия.  А дошкольные программы (и программы начального образования), должны быть не столько обучающие, сколько развивающие и воспитывающие. Сами же воспитатели – чуткими, ибо чуткость человеческого сердца раскрывает цветок детской души.

    Для этого необходимы такие предметы, как:

    - «мироведение»,дающее понятие Мира, Бога, Человека и способствующее осознанию ребёнком себя частью Единой  Мировой Жизни;

    - «этика» - наука жизни в гармонии с природой и людьми;

    - «музыка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

    Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

    Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

    Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

    Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

    Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

    Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

    ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...