Как повысить уровень сенсомоторного развития детей вне ДОУ
консультация

Хайруллина Альфия Мифтаховна

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний.

Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов: особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.

Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется, прежде всего, индивидуально типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Значимая роль в формировании двигательной активности принадлежит взрослым.

Что же такое психофизическое, или сенсомоторное развитие?

По определению психологического словаря, сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель)  - это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо.

На ран­них этапах онтогенетического развития человека особенно важную роль, как показали исследования Б.Г. Ананьева, играет на­копление сенсорных синтезов в процессе общения. С таки­ми синтезами связаны не только представления ребенка о людях, то есть образцы, регулирующие его действие в про­цессе общения, но и сложные симпатические чувства (нрав­ственные и эстетические). Речь и поступки, действия и выразительные движения, то есть поведение в широком смысле слова, с самого раннего этапа человеческого разви­тия регулируются процессом отражения, неразрывно свя­занного у людей с многообразными формами общения.

Сложные формы общественного поведения детей, складывающиеся в процессе их обучения и воспитания, неразрыв­но связаны с качественными изменениями сенсомоторного развития ребенка. В улучшении этого развития находит одно из самых глубоких выражений эффект конвергенции познания и общения. Основным и главным источником такого эффекта является труд.  В сенсомоторном развитии проявляется эффект многооб­разных конвергенций труда, общения и познания, посред­ством которых это развитие социально детерминировано. Разумеется, социальная детерминация сенсомоторного развития - лишь частный случай тех эффектов, которые производятся взаимосвязью труда, познания и общения. Все формы психического развития человека являются по­добными эффектами, в которых непосредственно выступает общность разных сторон личности.

А  ребенок может полноценно общаться лишь в том случае, если вступил в контакт с человеческой сущностью родителей через живую родительскую речь. Насколько тесно в первые годы жизни моторика речепроизнесения связана с общей моторикой тела, выявилось, к примеру, в ходе обследования дошкольников с нарушениями речи. Оказалось, что у 70% детей нарушения речи сопровождались дополнительными патологиями как тонкой, так и общей моторики (в более ранних обследованиях было выявлено от 60 до 70% таких детей). Нарушения развития речи сказывались, в том числе, на движении глаз.

Но если двигательные способности как следует не развились, то недоразвитыми останутся и сенсорные способности. Это уже доказано относительно зрительного восприятия (нарушения у 85% детей), и, прежде всего, относительно осязания: дети без нарушений речи в возрасте от трех до шести лет в тестах Кизе-Химмель показывали заметно лучшие результаты в тактильном восприятии, чем дети того же возраста с нарушениями речи. При повторных тестах второго уровня эти последние все еще не могли справиться с комплексными тактильными восприятиями. Стало быть, формирование тактильного восприятия - предпосылка, необходимая, чтобы дети овладевали речью.

В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на движениях рук и ног учатся видеть глаза. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Дети начинают ходить в восемь-двенадцать месяцев. Если с ними не заниматься физическими упражнениями в этом возрасте, они никогда не будут выполнять их правильно и никогда не приобретут других навыков, основу которых составляют эти же мозговые системы. В этом смысле ранняя тренировка в ходьбе играет ту же самую роль, что и ранние уроки музыки или иностранного языка. Конечно, ребенок вырастет, даже если вы просто кормите его и заботитесь о нем. Но если вы больше ничего не даете ему, то тот набор способностей, с которыми он родился, останется неразвитым.

Физические упражнения - один из главных компонентов его развития. Они стимулируют развитие мышц, костей, внутренних органов и мозга. Было подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, бывает умственно развитым. Вероятно, это происходит оттого, что более интенсивная физическая нагрузка способствует развитию его интеллекта. Однако помните: чтобы ребенком был легко воспринят здоровый, активный образ жизни, он должен быть естественным для всей семьи. Пусть ребенок видит, что вы тоже делаете зарядку, бегаете, принимаете прохладный душ: дети очень любят подражать!

Огромные резервы повышения эффективности двигательной деятельности детей содержатся в ритмизации их движений, в том числе и посредством голосового озвучивания. В основе данного методического направления лежат солидные физиологические исследования. Здесь имеет место двойной эффект. С одной стороны, доказана огромная роль движения (двигательной деятельности) в развитии речи ребенка. Еще И.И. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата «базальными компонентами речи». Исследования М.М. Кольцовой показали неоспоримое значение движений в развитии сенсорной речи. Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Аналогичные исследования были проведены в области формирования так называемой моторной речи. Выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве. Стихи обязательно содержат какой-либо ритм (трудовой, игровой, пульсирующий и т. д.). А ритм есть жизнь, есть движение. Ребенок дошкольного возраста не мыслит себя вне движения. Использования ритмической декламации стихов с движением обусловлено возрастными психофизическими особенностями детей дошкольного возраста.

Речевая зона коры головного мозга, находящаяся в левой височной области, располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры (прецентральная область), и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, усиливая посредством звукообразования и речевых проявлений тонус речевой зоны, опосредованно генерируем возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.

Координированное взаимодействие правого и левого полушария головного мозга, его латерализация формируется при ходьбе, беге, ползании. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребенок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить. Следовательно, занимаясь с ребенком физическим воспитанием, мы помогаем ему лучше развиваться умственно. Моторная функция организма ребенка - это интегрированная составная часть познавательной функции головного мозга.

Еще одна ритмическая система, которая способствует развитию ребенка, - простукивание ритма пальцами. Ритмические похлопывания ладошками, пальчиками по предмету, ритмические перемещения рукой по предмету способствуют развитию тактильной чувствительности.

Количество тактильных рецепторов в организме составляет около 500000. Больше всего их располагается на кончиках пальцев, ладонной поверхности кисти, подошве ног, языке, кайме нижней губы. К вибрации особенно чувствительны кончики пальцев и ладони.

Проанализировав взаимосвязь ритма и движения, можно выявить положительное влияние ритма на занятиях с детьми. Ритм регулирует движения, благодаря ему вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость действий, нормализуется двигательное беспокойство.

В 3-7 лет наиболее значима сенсомоторная координация, отработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Под термином «тонкая моторика» понимается высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.

Тонкая моторика соответствует высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека. С одной стороны, она граничит со статическими положениями мелких сегментов, с другой стороны, тонкая моторика имеет зону перехода к крупной, или грубой, моторике. Тонкую моторику необходимо развивать в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей, на основе грубой моторики, с целью создания оптимального двигательного стереотипа.

Нужно стараться повысить не только физическую, но и умственную активность ребенка. О необходимости прочной связи между физическим и умственным воспитанием, сознательности овладения движениями писал выдающийся русский педагог П.Ф. Лесгафт. Он выступал против подражательных, механических методов обучения движениям и считал важной задачей физического воспитания научить детей анализировать свои движения и сознательно ими управлять. Для осознания движения важна связь между мышечным ощущением, двигательным представлением и словом. Слово помогает выделить такие качества движения, как направление, амплитуда, сила, быстрота, темп, ритм, а главное - точнее их ощущать, что позволяет детям лучше управлять движениями.

Каждое новое движение нужно повторять снова и снова, чтобы укрепить нервные связи, идущие от двигательной коры головного мозга к мышцам. Упражнения для мелких мышц (например, пальцев рук) стимулируют умственное развитие. 

Физические упражнения формируют и укрепляют нервные связи, которые способствуют совершенствованию психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и др.), что благоприятно отразится на успеваемости ребенка, когда он станет старше.

Движение - это единственное, что одновременно включает в работу левое и правое полушария мозга юного «мыслителя».

Сенсорные и двигательные системы, благодаря которым ребенок учится сидеть, ползать, ходить и разговаривать, формируются в организме каждого ребенка в свойственном ему одному темпе.

Если сенсорные и двигательные нейроны не имеют достаточной тренировки в возрасте от двух до одиннадцати лет, то, став взрослым, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам.

Усвоение таких новых понятий, как «верх» и «низ» способствует развитию мышления.

Чтобы, став взрослым, ваш ребенок имел максимально гибкий ум и был способным к учебе, его мозг с ранних лет нужно развивать, подвергая воздействию различных физических и психических стимулов - цветов, музыки, речи, природных и механических звуков, прикосновений, запахов и т. д.

Родители, желающие сознательно и обдуманно руководить духовным развитием своих детей, формировать качества, ценные для человека и всего общества, должны хорошо ориентироваться в процессе физического развития своего ребенка, знать состояние его здоровья. Это необходимо не только для своевременного лечения, устранения причин недостаточного развития, но и для того, чтобы учитывать особенности формирования характера ребенка. Понимание взаимозависимости между физическим и духовным развитием и тех последствий, которые могут вызвать отклонения в общем развитии ребенка, позволяет родителям грамотно направлять свое воспитательное воздействие. Они могут по возможности предупреждать отрицательные явления, компенсировать недостатки, научить ребенка правильно относиться к индивидуальным особенностям своего организма.

А возможности эти довольно велики, особенно если использовать их в самом раннем возрасте ребенка, когда его нервная система, психика весьма пластичны, когда навыки легко формируются и закрепляются. Узнать о состоянии здоровья и физическом развитии своего ребенка родители могут с помощью изучения результатов медицинских обследований, а также постоянных наблюдений за поведением ребенка и внимательных, тактичных бесед с ним.

Достижение такого уровня двигательной активности ребенка в семье во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, лесу.

Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений.

Рациональные подбор и размещение физкультурного оборудования создают также благоприятные условия для раскрытия творческих замыслов ребенка, который получает возможность самостоятельно выбирать интересные для него движения. Поэтому в домашних условиях, как бы это ни было трудно, необходимо иметь достаточное количество оборудования и пособий для обеспечения благоприятного уровня двигательной активности в процессе организованных и самостоятельных игр.

По мере формирования двигательных навыков и расширения интересов ребенка спортивный уголок следует пополнять более сложными пособиями различного назначения. Так, целесообразно приобрести пособия для профилактики плоскостопия, организации подвижных игр и общеразвивающих упражнений.

Движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимное влияние на развитие структур головного мозга.

Взрослым важно помнить, что развитие сенсомоторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Оно является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Практика показывает, что современные дети 6-7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести. Поэтому развитию сенсомоторики детей следует уделять особое внимание.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensomotornoe_razvitie.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Как повысить уровень сенсомоторного развития детей вне ДОУ

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний.

Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов: особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.

Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется, прежде всего, индивидуально типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Значимая роль в формировании двигательной активности принадлежит взрослым.

Что же такое психофизическое, или сенсомоторное развитие?

По определению психологического словаря, сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель)  - это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо.

На ранних этапах онтогенетического развития человека особенно важную роль, как показали исследования Б.Г. Ананьева, играет накопление сенсорных синтезов в процессе общения. С такими синтезами связаны не только представления ребенка о людях, то есть образцы, регулирующие его действие в процессе общения, но и сложные симпатические чувства (нравственные и эстетические). Речь и поступки, действия и выразительные движения, то есть поведение в широком смысле слова, с самого раннего этапа человеческого развития регулируются процессом отражения, неразрывно связанного у людей с многообразными формами общения.

Сложные формы общественного поведения детей, складывающиеся в процессе их обучения и воспитания, неразрывно связаны с качественными изменениями сенсомоторного развития ребенка. В улучшении этого развития находит одно из самых глубоких выражений эффект конвергенции познания и общения. Основным и главным источником такого эффекта является труд.  В сенсомоторном развитии проявляется эффект многообразных конвергенций труда, общения и познания, посредством которых это развитие социально детерминировано. Разумеется, социальная детерминация сенсомоторного развития - лишь частный случай тех эффектов, которые производятся взаимосвязью труда, познания и общения. Все формы психического развития человека являются подобными эффектами, в которых непосредственно выступает общность разных сторон личности.

А  ребенок может полноценно общаться лишь в том случае, если вступил в контакт с человеческой сущностью родителей через живую родительскую речь. Насколько тесно в первые годы жизни моторика речепроизнесения связана с общей моторикой тела, выявилось, к примеру, в ходе обследования дошкольников с нарушениями речи. Оказалось, что у 70% детей нарушения речи сопровождались дополнительными патологиями как тонкой, так и общей моторики (в более ранних обследованиях было выявлено от 60 до 70% таких детей). Нарушения развития речи сказывались, в том числе, на движении глаз.

Но если двигательные способности как следует не развились, то недоразвитыми останутся и сенсорные способности. Это уже доказано относительно зрительного восприятия (нарушения у 85% детей), и, прежде всего, относительно осязания: дети без нарушений речи в возрасте от трех до шести лет в тестах Кизе-Химмель показывали заметно лучшие результаты в тактильном восприятии, чем дети того же возраста с нарушениями речи. При повторных тестах второго уровня эти последние все еще не могли справиться с комплексными тактильными восприятиями. Стало быть, формирование тактильного восприятия - предпосылка, необходимая, чтобы дети овладевали речью.

В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на движениях рук и ног учатся видеть глаза. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Дети начинают ходить в восемь-двенадцать месяцев. Если с ними не заниматься физическими упражнениями в этом возрасте, они никогда не будут выполнять их правильно и никогда не приобретут других навыков, основу которых составляют эти же мозговые системы. В этом смысле ранняя тренировка в ходьбе играет ту же самую роль, что и ранние уроки музыки или иностранного языка. Конечно, ребенок вырастет, даже если вы просто кормите его и заботитесь о нем. Но если вы больше ничего не даете ему, то тот набор способностей, с которыми он родился, останется неразвитым.

Физические упражнения - один из главных компонентов его развития. Они стимулируют развитие мышц, костей, внутренних органов и мозга. Было подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, бывает умственно развитым. Вероятно, это происходит оттого, что более интенсивная физическая нагрузка способствует развитию его интеллекта. Однако помните: чтобы ребенком был легко воспринят здоровый, активный образ жизни, он должен быть естественным для всей семьи. Пусть ребенок видит, что вы тоже делаете зарядку, бегаете, принимаете прохладный душ: дети очень любят подражать!

Огромные резервы повышения эффективности двигательной деятельности детей содержатся в ритмизации их движений, в том числе и посредством голосового озвучивания. В основе данного методического направления лежат солидные физиологические исследования. Здесь имеет место двойной эффект. С одной стороны, доказана огромная роль движения (двигательной деятельности) в развитии речи ребенка. Еще И.И. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата «базальными компонентами речи». Исследования М.М. Кольцовой показали неоспоримое значение движений в развитии сенсорной речи. Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Аналогичные исследования были проведены в области формирования так называемой моторной речи. Выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве. Стихи обязательно содержат какой-либо ритм (трудовой, игровой, пульсирующий и т. д.). А ритм есть жизнь, есть движение. Ребенок дошкольного возраста не мыслит себя вне движения. Использования ритмической декламации стихов с движением обусловлено возрастными психофизическими особенностями детей дошкольного возраста.

Речевая зона коры головного мозга, находящаяся в левой височной области, располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры (прецентральная область), и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, усиливая посредством звукообразования и речевых проявлений тонус речевой зоны, опосредованно генерируем возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.

Координированное взаимодействие правого и левого полушария головного мозга, его латерализация формируется при ходьбе, беге, ползании. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребенок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить. Следовательно, занимаясь с ребенком физическим воспитанием, мы помогаем ему лучше развиваться умственно. Моторная функция организма ребенка - это интегрированная составная часть познавательной функции головного мозга.

Еще одна ритмическая система, которая способствует развитию ребенка, - простукивание ритма пальцами. Ритмические похлопывания ладошками, пальчиками по предмету, ритмические перемещения рукой по предмету способствуют развитию тактильной чувствительности.

Количество тактильных рецепторов в организме составляет около 500000. Больше всего их располагается на кончиках пальцев, ладонной поверхности кисти, подошве ног, языке, кайме нижней губы. К вибрации особенно чувствительны кончики пальцев и ладони.

Проанализировав взаимосвязь ритма и движения, можно выявить положительное влияние ритма на занятиях с детьми. Ритм регулирует движения, благодаря ему вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость действий, нормализуется двигательное беспокойство.

В 3-7 лет наиболее значима сенсомоторная координация, отработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Под термином «тонкая моторика» понимается высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.

Тонкая моторика соответствует высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека. С одной стороны, она граничит со статическими положениями мелких сегментов, с другой стороны, тонкая моторика имеет зону перехода к крупной, или грубой, моторике. Тонкую моторику необходимо развивать в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей, на основе грубой моторики, с целью создания оптимального двигательного стереотипа.

Нужно стараться повысить не только физическую, но и умственную активность ребенка. О необходимости прочной связи между физическим и умственным воспитанием, сознательности овладения движениями писал выдающийся русский педагог П.Ф. Лесгафт. Он выступал против подражательных, механических методов обучения движениям и считал важной задачей физического воспитания научить детей анализировать свои движения и сознательно ими управлять. Для осознания движения важна связь между мышечным ощущением, двигательным представлением и словом. Слово помогает выделить такие качества движения, как направление, амплитуда, сила, быстрота, темп, ритм, а главное - точнее их ощущать, что позволяет детям лучше управлять движениями.

Каждое новое движение нужно повторять снова и снова, чтобы укрепить нервные связи, идущие от двигательной коры головного мозга к мышцам. Упражнения для мелких мышц (например, пальцев рук) стимулируют умственное развитие. 

Физические упражнения формируют и укрепляют нервные связи, которые способствуют совершенствованию психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и др.), что благоприятно отразится на успеваемости ребенка, когда он станет старше.

Движение - это единственное, что одновременно включает в работу левое и правое полушария мозга юного «мыслителя».

Сенсорные и двигательные системы, благодаря которым ребенок учится сидеть, ползать, ходить и разговаривать, формируются в организме каждого ребенка в свойственном ему одному темпе.

Если сенсорные и двигательные нейроны не имеют достаточной тренировки в возрасте от двух до одиннадцати лет, то, став взрослым, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам.

Усвоение таких новых понятий, как «верх» и «низ» способствует развитию мышления.

Чтобы, став взрослым, ваш ребенок имел максимально гибкий ум и был способным к учебе, его мозг с ранних лет нужно развивать, подвергая воздействию различных физических и психических стимулов - цветов, музыки, речи, природных и механических звуков, прикосновений, запахов и т. д.

Родители, желающие сознательно и обдуманно руководить духовным развитием своих детей, формировать качества, ценные для человека и всего общества, должны хорошо ориентироваться в процессе физического развития своего ребенка, знать состояние его здоровья. Это необходимо не только для своевременного лечения, устранения причин недостаточного развития, но и для того, чтобы учитывать особенности формирования характера ребенка. Понимание взаимозависимости между физическим и духовным развитием и тех последствий, которые могут вызвать отклонения в общем развитии ребенка, позволяет родителям грамотно направлять свое воспитательное воздействие. Они могут по возможности предупреждать отрицательные явления, компенсировать недостатки, научить ребенка правильно относиться к индивидуальным особенностям своего организма.

А возможности эти довольно велики, особенно если использовать их в самом раннем возрасте ребенка, когда его нервная система, психика весьма пластичны, когда навыки легко формируются и закрепляются. Узнать о состоянии здоровья и физическом развитии своего ребенка родители могут с помощью изучения результатов медицинских обследований, а также постоянных наблюдений за поведением ребенка и внимательных, тактичных бесед с ним.

Достижение такого уровня двигательной активности ребенка в семье во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, лесу.

Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений.

Рациональные подбор и размещение физкультурного оборудования создают также благоприятные условия для раскрытия творческих замыслов ребенка, который получает возможность самостоятельно выбирать интересные для него движения. Поэтому в домашних условиях, как бы это ни было трудно, необходимо иметь достаточное количество оборудования и пособий для обеспечения благоприятного уровня двигательной активности в процессе организованных и самостоятельных игр.

По мере формирования двигательных навыков и расширения интересов ребенка спортивный уголок следует пополнять более сложными пособиями различного назначения. Так, целесообразно приобрести пособия для профилактики плоскостопия, организации подвижных игр и общеразвивающих упражнений.

Движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимное влияние на развитие структур головного мозга.

Взрослым важно помнить, что развитие сенсомоторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Оно является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Практика показывает, что современные дети 6-7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести. Поэтому развитию сенсомоторики детей следует уделять особое внимание.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.