"Педагогическая культура родителей, как основа взаимодействия ДОУ с семьёй"
проект

Жданова Татьяна Сергеевна

Практико-значимый проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Факультет дополнительного образования

Программа повышения квалификации

«Приоритеты воспитания и обучения ребенка в едином пространстве развития

«семья – детский сад – начальная школа» в контексте ФГОС»

Практико-значимый проект

на тему

«Педагогическая культура родителей, как основа взаимодействия ДОУ с семьёй»

Выполнила

Жданова Татьяна Сергеевна

"МБДОУ Детский сад №4 "Сказка", воспитатель

г. Протвино

Орехово-Зуево

2015 год

Содержание

I.  Введение.................................................................................................................3

II. Основная часть

1. Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия дошкольно-образовательного учреждения с семьей .................................................................4

2. Организация практической работы по выявлению способов взаимодействия с родителями.................................................................................................................6

3. Анализ результатов диагностики педагогической культуры родителей.........8

4. Методические рекомендации по организации взаимодействия.....................11

III. Заключение.........................................................................................................13

IV. Список литературы...........................................................................................15

V. Приложения

Введение

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Объект исследования - система взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах воспитания дошкольников.

Предмет исследования - методика эффективного взаимодействия семьи и ДОУ.

Цель исследования - выбор эффективных методов и приемов работы с родителями для формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада.

Задачи исследования:

1. изучение психолого-педагогической литературы по проблемам семейного и общественного воспитания для определения проблем взаимодействия ДОУ и семьи;

2. подобрать диагностические методики на выявление уровня педагогической культуры родителей; 

3. проанализировать результаты диагностики педагогической культуры родителей. 

4. разработать методические рекомендации для родителей.

Методы исследования:

• словесно - практические методы и методы контроля (проведение беседы

и анкетирование родителей и воспитателей);

• сравнительный анализ и обобщение, качественная оценка;

• наблюдения за детьми, педагогами и родителями (включенное, дискретное).

Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия дошкольно-образовательного учреждения с семьей

 Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактический материал.

Я.А. Каменский в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей.

К. Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с учителями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.

Д.И. Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семье и как можно раньше. Поэтому для матерей им была разработана специальная программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости и сегодня. К ним относятся рекомендации по созданию домашней обстановки, развивающей среды "для радостного созерцания прекрасного", а также методы и приемы, которые позволяли бы матерям в процессе тактичного и деликатного общения "не учить детей искусству, а побуждать наслаждаться изящным".

Особое значение Д.И. Писарев, как и Н.И. Новиков придавал содержанию произведений искусства. И тот и другой полагали, что не следует демонстрировать детям сцены насилия и агрессии и что необходимо охранять их от всяких впечатлений, внушающих страх и ужас.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

С развитием системы общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в "Руководстве для воспитателей детского сада" 1938-1945 гг. Благодаря усилиям ученых и практиков (Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, Т.А. Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей. Программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей.

Опубликованная в 1989 году "Концепция дошкольного воспитания" В.В. Давыдов и В.А. Петровский и др. положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Организация практической работы по выявлению способов взаимодействия с родителями

Показателями педагогической культуры родителей являются: общий уровень образования, наличие психолого-педагогических знаний о воспитании ребенка, методы, используемые родителями, при наказании и поощрении ребенка, родительское отношение к ребенку.

На первом этапе мы провели диагностику с родителями. На родительском собрании, нами, совместно с воспитателем и психологом, было предложено родителям заполнить три опросника:

Анкета "Педагогическая культура родителей" (Приложение 1)

Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО), А.Я. Варга и В.В. Столин. (Приложение 2)

Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей (Приложение 3).

Изучив в первой главе особенности и критерии педагогической культуры родителей, мы выявили, что одним из показателей уровня педагогического потенциала родителей является родительское отношение. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка его поступков. Поэтому для изучения педагогической культуры родителей нами был выбран тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным. Текст опросника в приложении 2.

Данный опросник состоит из 5 шкал:

1. Принятие – отвержение

Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, родитель стремится проводить с ним достаточное количество времени. Полюс отвержения: родитель воспринимает ребенка неприспособленным, неудачным.

2. Кооперация. Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в них, старается быть с ним на равных.

3.Симбиоз.Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным.

4.Авторитарная гиперсоциализация. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается навязать свою волю.

5.Маленький неудачник. Родитель стремится инфантилизировать ребёнка (видит младшим по сравнению с реальным возрастом), приписывая ему личную и социальную несостоятельность.

Анализируя опросник, мы пришли к выводу, что о высоком уровне педагогической культуры родителей, может говорить высокий показатель по таким шкалам как кооперация и принятие, низкий показатель по шкале симбиоз, отвержение и гиперсоциализация.

Данный опросник был предложен для заполнения 75 родителям тех же детей, у которых мы выявляли уровень адаптированности к школьной среде.

На заключительном этапе диагностической работы, родителям была предложена анкета, составленная О. Л. Зверевой. Анкета состоит из четырех вопросов и нацелена на выявление предпочитаемых родителями методов воспитания детей, а также источники получения педагогических знаний.

На основании изученного нами теоретического материала и диагностирования родителей и детей нами были выдвинуты следующие задачи для решения поставленной цели:

- повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе;

- развитие у родителей и детей навыков рефлексии;

- обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

- развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.

Изучив особенности педагогической работы с родителями, мы выделили следующие методы работы:

1.Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.

2.Проблемные методы: проблемные лекции, "круглые столы", детско-родительские мероприятия, тренинги.

Анализ результатов диагностики педагогической культуры родителей

На первом этапе мы провели диагностику с родителями.

В результате исследования было выявлено, что 25% семей являются не полными, в полных семья воспитываются лишь 75% детей. Воспитывают одного ребенка – 48 родителей (64%), двое детей в семье у 25 опрошенных нами родителей (33%), трое и более детей – 3% (2 человека).

Образовательный уровень родителей: среднее -21%, среднее техническое – 31%, среднее педагогическое – 4%, неполное высшее – 20%; высшее – 24%.

Материальное состояние испытуемых: низкий уровень доходов, по данным респондентов, у 36% семей (27 человек), средний достаток у 61% опрошенных (46 родителей), и 2 родителя (3%) указали на высокий уровень доходов.

На вопрос – "Нуждаетесь ли Вы в помощи специалистов по вопросам подготовки ребенка к школе?" – "Да" ответили 38 родителей (51%), "Частично" – 39% родителей (29 человек) нуждается в помощи и 8 человек (10%) не нуждается в помощи специалистов.

Таким образом, по результатам диагностики, используя тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным необходимо отметить преобладание среднего уровня образованности родителей и достаточно высокую потребность в квалифицированной помощи в предшкольной подготовки детей.

Результаты получились следующие:

- высокие показатели (80-100%) по шкале отвержение, которая отражает эмоциональное отношение к ребенку, а высокие показатели свидетельствуют об отношении к ребенку как к неудачливому и неприспособленному, выявлены у 30,6% родителей, средний бал по данной шкале был получен у 50,6% родителей;

- шкала социальной желательности (кооперация), отражает заинтересованность родителей в делах ребенка, высокая оценка интеллектуальных и творческих способностей, чувство гордости и уважения к собственному чаду. Высокие показатели по этой шкале были выявлены только у 13,3% родителей (они набрали 80,33%), средний уровень (31,19 и 48,82%) был выявлен у 53,3% детей. Низкий уровень у 33,3% родителей;

- шкала "симбиоз" отражает межличностную дистанцию в общении родителей и ребенка. Высокие показатели получили 30,6% от всех опрошенных родителей – это может говорить о высокой тревожности родителей за ребенка, ограничение его автономности и потребности в самостоятельных действиях;

- шкала гиперсоциализации – показывает форму и направление контроля за поведением ребенка. Высокие показатели по данной шкале есть у 30,6% родителей – это свидетельствует об их авторитарном стиле воспитания, постоянном контроле и большой требовательности к ребенку;

- по шкале инфантилизация, которая свидетельствует о стремлении родителей к приписыванию несостоятельности ребенку, оградить его от трудностей и контролировать его действия, высокие показатели были получены у 25,3% опрошенных родителей.

На заключительном этапе диагностической работы, родителям была предложена анкета, составленная О. Л. Зверевой. Анкета состоит из пяти вопросов и нацелена на выявление предпочитаемых родителями методов воспитания детей, а также источники получения педагогических знаний.

На первый вопрос "На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребёнка?" – 16% опрошенных получают педагогические знания из средств массовой информации, 12% читают педагогическую литературу, 41% семей получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других, специализированные лекции посещают только 7% родителей, пользуются рекомендациями специалистов – 24% опрошенных. Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка – 39% семей, не поддерживают другие члены семьи – 15%, испытывают недостаток педагогических знаний 11% семей, ребенок неусидчив, невнимателен – 30%. Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.

Для воспитания ребенка 13 обследуемых используют метод поощрения, 21 семей – наказания, требования используют 10 человек, а запрещение – 33 семьи, и только 7 семей используют в воспитании детей метод приучения.

В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу 40% семей, подарки 35% семей, ласки 25% семей

Наиболее действенными видами наказания родители считают: физическое наказание 25% семей, словесную угрозу 35% семей, лишение развлечения 20% семьи, проявление родителями обиды 20% семьи. Для улучшения воспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают необходимость регулярных встреч со специалистами в ДОУ, 20% освобождение женщины от работы и 15% увеличение тиража педагогических журналов, 25% введение консультационных пунктов для родителей. 15% родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье.

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что уровень психолого-педагогической просвещенности родителей низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.

По итогам диагностического этапа социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей можно констатировать, что 22% родителей (16 человек) обладают низким уровнем педагогической культуры, об этом свидетельствуют высокие показатели по шкалам отвержение, гиперсоциализация, инфантилизация, преобладание неэффективных методов воспитания основанных на жизненном опыте и СМИ, предпочтение физической форме наказания. Это подтверждается низким образовательным уровнем родителей, а также слабой психологической готовностью детей к школе.

Среди родителей преобладает средний уровень педагогической культуры – 48% (36 человек). В данной группе уровень образования родителей разный, однако, в семье изучают специализированную литературу по вопросам воспитания, частично ощущают необходимость квалифицированной помощи специалистов, в методах воспитания придерживаются требований, запрещений и частично приучения, ребенка предпочитают наказывать лишением развлечений. В такой семье преобладает симбиоз, а уровень психологической готовности ребенка к школе средний.

Высокий уровень педагогический культуры выявлен у 30% респондентов (23 человека). Результаты диагностики данной группы свидетельствуют о наличии высоких показателей по шкалам "кооперация" и "принятие", родители активно советуются со специалистами и занимаются самообразованием.

Таким образом, подводя итоги диагностического этапа нашего эксперимента, отметим необходимость специально организованной социально-педагогической деятельности по повышению педагогической культуры родителей. Данная деятельность должна быть направлена на поддержку и помощь семье в обеспечении полноценного развития личности ребенка.

Методические рекомендации по организации взаимодействия

Обе взаимодействующие стороны заинтересованы в детях, в их воспитании, они не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.

Так, сфера обращения родителей и воспитателей друг к другу и сфера желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер. Для того чтобы данные сферы были согласованы, воспитателям необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием.

1. Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Поскольку родители заинтересованы прежде всего в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОУ предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь дошкольного учреждения.

В качестве наиболее эффективной формы убеждения можно предложить групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которого необходимо поощрять родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.

2. Наиболее проблемной сферой взаимодействия для родителей является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, т.е. психологического консультирования по вопросам обучения и воспитания, а также возрастных особенностей детей.

Эта проблема может быть решена на уровне организации работы дошкольного учреждения в целом, т. е. можно предложить родителям обратиться к специалисту в данной области – работающему в дошкольном учреждении психологу или социальному педагогу.

Чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали, к кому конкретно идти, если им необходима консультация, воспитатель должен разъяснить о его деятельности, о тех проблемах в решении которых он может помочь. Поэтому целесообразны выступления специалистов на родительских собраниях.

3. Одной из причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками дошкольного учреждения важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьёй собственной важности. Это может привести к возникновению у родителей чувства собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому необходимо осознание и понимание воспитателями роли семьи в воспитании и обучении ребёнка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе, а также роли взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй по всем вопросам развития ребёнка.

4.В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Для разработки таких программ необходимо проведение исследований, направленных на выяснение того, какие именно формы организации консультаций для родителей были бы наиболее эффективны, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Заключение

Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, в которой вырабатывается совокупность норм, поведения, взаимодействия родителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни каждый человек имеет две семьи, в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст или создал сам.

Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.

Однако все мы прекрасно понимаем, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Многие родители допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть и исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребёнка должны педагоги, поскольку "это их обязанность". Поэтому задача воспитателей заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников.

Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах.

От воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых примеров; использование методов активизации родителей, направленных на появление у них интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысливание своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. В данном направлении используются всевозможные методы и формы педагогического работы с родителями, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.

По итогам диагностического этапа определения педагогической культуры родителей можно констатировать, что 22% родителей (16 человек) обладают низким уровнем педагогической культуры, средний уровень педагогической культуры – 48% (36 человек), высокий уровень педагогический культуры выявлен у 30% респондентов (23 человека).

Разработка программы педагогических действий, включающую в себя формы и методы направленные на решение выявленных в ходе констатирующего эксперимента затруднений родителей и повышение их педагогической культуры, привели к тому, что уровень педагогической культуры родителей вырос в среднем на 13%, при этом низкий уровень снизился с 22% до 16%. Наблюдение за общением родителей и детей изменилось, взрослые пытаются сменить наказания и угрозы на приучение и диалог. Активизировалась потребность родителей в совместной деятельности с детьми, а также потребность в изучении специальной литературы.

Таким образом, данные повторной диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности нашей опытно-экспериментальной работы. Следовательно, разработанные и апробированные нами методы и формы работы с родителями по повышению их педагогической культуры могут быть рекомендованы социальным педагогам, воспитателям, методистам, педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы

1. Агавелян М.Г. Взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. / М.Г. Агавелян – М.: ТЦ "Сфера", 2009. – 128 с.

2. Биккулова А.Р. Педагогическая культура родителей / А.Р. Биккулова–Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №12. – С. 20-22.

3. Гладкова Ю. Педагог и семья / Ю. Гладкова – Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4

4. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова –Дошкольное воспитание, – 2006. – N 9.

5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2005. – 208 с.

6. Зверева О.Л. Общение с родителями в ДОУ. / О.Л. Зверева – М.: ТЦ "Сфера", 2005. – 80 с.

7. Кротова Т.В. ДОУ и родители: пути сотрудничества / Т.В. Кротова –Управление. – 2006. – № 3

8. Кротова Т.В. Общение воспитателя с родителями воспитанников / Т.В. Кротова – Управление. – 2008. – № 3.

9. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.В.Шитова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 169 с.

 

Приложение 1

Анкета "Педагогическая культура родителей"

Уважаемые родители!

В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного воспитания в младшем дошкольном возрасте зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы уже с первых лет в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий молодые родители обычно испытывают трудности. Цель настоящей анкеты – выяснить специфику этих трудностей. Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам детского сада оказывать именно ту помощь, в которой Вы больше всего нуждаетесь. Прочтите вопросы и подчеркните гот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Кто из родителей заполняет анкету?

Возраст ребенка, о котором Вы расскажете?

Из каких источников Вы получаете педагогические знания:

- слушаете передачи по радио, смотрите по телевидению;

- посещаете лекции для родителей;

- читаете педагогическую литературу;

- из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других;

- воспитываете без знаний;

- советуетесь с воспитателем

Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет;); если нет, то почему:

- знания слишком общие;

- не касаются конкретно моего ребенка;

- даются в сложной форме;

- другое

С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании:

- непослушание ребенка;

- не поддерживают другие члены семьи;

- испытываете недостаток педагогических знаний;

- ребенок растет нервным;

- ребенок неусидчив, невнимателен;

- трудностей нет;

- другое

Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?

Какие черты огорчают?

Какие методы Вы используете для воспитания ребенка:

- порицание;

- наказание;

- поощрение;

- запрещение;

- другое

Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье:

- ввести консультационные пункты для родителей;

- освободить женщину от работы;

- увеличить тираж педагогических журналов;

- проводить регулярно встречи со специалистами в ДОУ.

- другое

Спасибо!

Приложение 2

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, конца друзья моего ребенка приходят к нам.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка-эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

- отвержение,

- социальная желательность,

- симбиоз,

- гиперсоциализация,

- инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие / Отвержение"

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Приложение 3

Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.

1. Где Вы черпаете педагогические знания:

а) используете жизненный опыт, советы знакомых

б) читаете педагогическую литературу

в) используете советы воспитателей

г) слушаете передачи радио и телевидения.

2. Какие методы воспитания считаете наиболее результативными:

а) убеждения

б) принуждения

в) требования

г) поощрения

д) наказания

е) обучения и личного примера.

3. Какие виды поощрения используете чаще:

а) словесные

б) подарки

в) развлечения.

4. Какие виды наказания, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании:

а) запугивание

б) проявление неодобрения (словесно или мимикой, жестами)

в) физическое наказание

г) лишение развлечений или обещанных подарков

д) словесная угроза.

5. Единодушны ли члены Вашей семьи в своих требованиях к ребенку:

а) единодушны всегда

б) иногда расходятся во мнениях

в) единодушия не бывает никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Взаимодействие воспитателя и родителей. Педагогическая культура родителей дошкольников»

Цель семинара: совершенствовать профессиональный уровень педагогов в вопросе повышения уровня педагогической культуры родителей дошкольников....

Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей. Сценарий совместного праздника детей подготовительной группы с родителями "История Русского Самовара"

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей", сценарий праздника "История русского самоваря"...

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй» на тему «Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме»

Тема: « Год до школы»Форма проведения: родительский клуб.Аудитория: родители подготовительной к школе группы.Количество участников: психолог, воспитатели группы, родители (18 человек), дети.Задачи:1. ...

Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй.Тема:"Воспитываем патриотов"

Родительская гостиная.Задачи:1. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей по патриотическому воспитанию ребёнка в семье и детском саду.2. Содействовать сплочению родительского к...

Повышение уровня педагогической культуры родителей путём взаимодействия ДОУ с семьёй.

Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребёнка, а об ...

Презентация «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»

Ход мероприятияПодготовительный этап:Оформить приглашение родителям на собрание в виде экологического плаката или индивидуальных приглашений, выполненных детьми в виде аппликации из природного материа...

«Активные и интерактивные формы взаимодействия ДОО с семьёй как средство повышения педагогической культуры родителей»

​Очевидно, что в современных условиях просвещение родителей ДОО должно иметь подчиненное значение. Получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построени...