развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа)

Боркова Ирина Вячеславовна

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Центр развития ребенка» «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Подготовила Учитель – логопед : Боркова Ирина Вячеславовна

Слайд 2

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Слайд 3

Связная речь описание повествование рассуждение контаминация (смешанные тексты)

Слайд 4

Особенности текстов Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету . Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях ). Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.

Слайд 5

Особенности текстов Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи ). Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания . Термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация ). В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы . Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях.

Слайд 6

Требования к тексту для пересказов: * Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности; * Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными; * Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти; * М ожно использовать русские народные сказки «Теремок», «Козлятки и волк» ,«Кто сказал «мяу?» В. Сутеева (отрывки), рассказы Л.Н.Толстого ; *Можно использовать тексты из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста» (М., 1976, 1981).

Слайд 7

Описание игрушек и натуральных предметов *Формированию умения описания игрушек должны предшествовать упражнения по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем; *Описывать можно не только одну игрушку, но и пары игрушек, сравнивая их по элементам ; *Вначале описания игрушки ,взрослый демонстрирует образец и план рассказа; *Описывать так же можно не только игрушки, но и натуральные предметы(объекты природы (овощи, фрукты, посуда, орудия труда и др.));

Слайд 8

Описание сюжетных картин Составление рассказа по картине О.Р.Гофмана «Мы играем в магазин» Кого изобразил художник на этой картине? ( На картине нарисованы дети. ) - Что они делают? ( Они играют в магазин .) - Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком. Кого она изображает? ( Девочка за прилавком-это продавец .) - Расскажите о том, как она одета, чем занимается? ( На ней фартук и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы апельсин и взвешивает его. ) - Теперь давайте опишем покупателей, которые стоят перед прилавком. Как они одеты? Что у них в руках? ( Первой стоит девочка. Она в юбочке, кофточке и в шляпке. Она катает коляску, в которой спит кукла. Девочка покупает фрукты и овощи для нее. На плече у девочки висит сумка. Там лежит ее кошелек. Девочка купит фрукты и овощи и заплатит за покупку .) - Очень хорошо. Теперь расскажите о втором покупатели. ( Вторым стоит мальчик. Он держит на руках мишку. Наверное, он хочет купить овощей для него.) - Кого вы еще видите на картине? Расскажите о нем? ( Еще мы видим мальчика в фартуке и кепке. Он грузчик. Он привез на тележке морковку и свеклу и будет разгружать их. )

Слайд 9

Рассказывание по памяти *Этот вид рассказа требует произвольной памяти(детям предлагаются темы , оставившие яркий след не только в их сознании , но и в чувствах). Это могут быть темы : « Елка в детском саду», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть », «Наши любимые игрушки и игры », «Хороший поступок моего товарища». *Необходимо приучать детей следить за составлением рассказа по заданной микротеме , не повторять сказанного и не забегать вперед ( Например, небольшие рассказы о празднике елки (как делали елочные игрушки и готовились к празднику; какая елка, как она украшена, как украшен зал; какая игрушка на елке тебе больше всего понравилась; как проходил праздник; выступления ребят ; новогодние подарки) помогут детям полнее и ярче припомнить это событие, а затем составить подробный рассказ). *Материал для рассказывания должен быть полезным в воспитательном отношении . * Другая категория детских рассказов по памяти - из индивидуального (личного) опыта ребенка . * Можно предлагать детям для рассказов единичные факты: вспомнить и описать любимую игрушку , которой малыш играет дома, рассказать о своем домашнем животном, о комнате или квартире, где он живет . С течением времени темы усложняются: описать какое-нибудь событие ( как прошел день рождения или самый интересный выходной день), любимую книжку.

Слайд 10

Рассказывание на предложенную тему *Необходимо знакомить дошкольников с элементами композиции ( как начать, как развить действие, чем закончить ) и выразительным средствам раскрытия образа героя ( придумать имя, описать лицо, одежду, настроение основных действующих лиц ); воспитывать умение описывать место действия, пейзаж, погоду * придумывание рассказов-миниатюр, объединенных одним героем *сочинение сказок, стихотворений, рассказов

Слайд 11

Развитие связной речи детей в повседневной жизни *Поручения ( показать предмет и рассказать о нем) *Развлечения *Игры-драматизации, кукольный театр *Рассказывание об окружающей действительности

Слайд 12

В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность. Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...