Методическая разработка «Развитие мелкой моторики и сенсорики. Волшебные пуговицы».
методическая разработка (средняя группа)

Савельева Алина Викторовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 Красногвардейского района

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Развитие мелкой моторики и сенсорики. Волшебные пуговицы».

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель

Савельева А. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

Ноябрь 2020

Актуальность.

Известно, что познание окружающего мира начинается в восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме: «Услышал, увидел, сделал». Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребенка к играм с пуговицами.

 Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Игры с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые игрушки.

Цель.

Развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, фантазии, мелкой моторики через использование нетрадиционных материалов, методов и приемов.

Задачи.

Развивающая:

  • Способствовать развитию мелкой моторики, воображения и творческих возможностей детей.
  • Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности. Развивать способность использовать нестандартные решения в работе с уже известными материалами.

Обучающая: 

  • Способствовать накоплению сенсорного опыта.
  • Формировать умение экспериментировать с пуговицами, находя  новые пути воплощения замысла.
  • Пополнение словарного запаса детей, уточнение знаний  детей  о форме, размере, цвете,  упражнять в  количественном и качественном счете.

Воспитывающая:

  • Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и ее результату.
  • Формировать коммуникативные навыки посредством работы в микрогруппах,  парами в процессе реализации мероприятий проекта.

Технология.

Для решения задач по развитию мелкой моторики использую разнообразные методы.

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

 Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем же так необычны пуговицы.

• Цвет является значимым свойством объектов окружающего
мира. Поэтому цвет пуговиц обращает на себя внимание ребенка,
позволяет ему выделять определенный цвет среди других и запоминать его. Дети сравнивают пуговицы по цвету, прикладывая их друг
к другу. Знакомство закрепление цветов и их оттенков осуществляется в ходе игр с пуговицами, например «Найди пару пуговиц одинакового цвета!» или «Разложи пуговки по цвету!».

•   Пуговицы имеют разную форму (круглую, овальную, квадратную, треугольную, прямоугольную), следовательно, с их помощью
ребенок закрепляет знание геометрических фигур.

  •    При знакомстве детей с величиной также можно использовать пуговицы (маленькие, средние, большие).
  •    Усвоение темы «Количество» включает ознакомление со следующими понятиями: «одна пуговица», «две пуговицы», «много пуговиц», «поровну (столько же) пуговиц». Дети учатся различать количество пуговиц в дидактических играх.
  • В ходе игр с пуговицами ребенок изучает пространство и расположение предметов (далеко - близко - рядом, справа - слева, сверху - снизу, внутри - снаружи, спереди - сзади).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые родители!

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Сейчас дети мало тренируют движения пальцев рук, детям нужны специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики.

Одним из этих упражнений и являются игры с пуговицами.

В каждом доме есть коробка с пуговицами, необходимыми в "хозяйстве". В ней могут быть пуговицы разные по цвету, размеру, форме, материалу, из которого они изготовлены (пластмассовые, деревянные, металлические, кожаные) .

Пуговицы вызывают особый интерес у детей. Ребенка привлекает необычность, нетрадиционность материала для игр.

Разнообразие материала – пуговицы разные по форме, фактуре, размеру, цвету не успевают надоедать ребенку.

Занимаясь с ребенком, используйте творчество. Используя пуговицы расскажите сказку, можно придумать ее по ходу игры, загадайте загадку, прочитайте стихотворение. Это еще больше увлечет ребенка.

Игры с пуговицами помогают развивать:

- мелкую моторику и тактильное восприятие;

-точность, внимание

-математические способности (величина, форма, счет)

-художественный вкус и творческое начало.

С малышами можно выкладывать картинки из пуговиц: нарисуйте схематично домик, кораблик, солнышко и т. д. и предложите ребенку выложить пуговицами рисунок.

Можно использовать специальные картинки для выкладывания пуговиц, выкладывать разнообразные сюжеты.

Со старшими детьми можно использовать пуговицы для выкладывания букв, закрепить математические понятия: счет, цвет, величину.

Можно предложить старшему ребенку самостоятельно пришить пуговицу.

Играя с ребенком в пуговицы, вырабатываются умения управлять своими движениями, ловкость пальчиков, внимание, умственная деятельность, творчество, речь

В играх с ребенком дайте вашим пуговицам вторую жизнь!

Игры и занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового взять руку ребенка с пуговицей и показать, как нужно ею пользоваться. Помните: не надо пугать ребенка восклицаниями, говорите спокойно, удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним.

Итак, игры и упражнения с пуговицами - значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи - важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.

В нашей группе представлены разнообразные виды игр с пуговицами.

Приложение 1

 

Картотека игр с пуговицами.

 

«Украсим клумбу цветами!»

Дети сажают цветы из пуговиц одного цвета (первый ребенок сажает белый цветок, второй - красный цветок, третий - синий цветок и т.д.).

«Соберем урожай»

Дети вставляют маленькие палочки (спички, зубочистки) в отверстия у пуговиц. Пуговицы посажены на пластилин.

«В гостях у Портного»

Дети застегивают в дырочки пришитые на ткань пуговки.

«Сложи узор»

Можно предложить ребенку выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.

«Бусы для мамы»

Дети нанизывают пуговицы на веревочку.

«Подбери листья к дереву»

Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).

«Пуговичная копилка»

Ребенок, проталкивает в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала.

«Сортировка да и только»

Пуговицы прекрасно подходят для заданий по сортировке. Вместе с ребенком отбирайте только самые крупные пуговицы или, напротив, пуговки-малютки, либо пуговицы определенного цвета.

«Выложи цыфру»

Напротив каждой цифры просим ребенка выложить соответствующее количество пуговиц.

«Посели пуговицы в домик»

Разложить пуговицы в свои домики по цвету.

«Врассыпную»
По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы. Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pugovitsy.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 Красногвардейского района

Методическая разработка

«Развитие мелкой моторики и сенсорики. Волшебные пуговицы».

Выполнила: воспитатель

Савельева А. В.

г. Санкт-Петербург

Ноябрь 2020

Актуальность.

Известно, что познание окружающего мира начинается в восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме: «Услышал, увидел, сделал». Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребенка к играм с пуговицами.

 Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Игры с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые игрушки.

Цель.

Развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, фантазии, мелкой моторики через использование нетрадиционных материалов, методов и приемов.

Задачи.

Развивающая:

  • Способствовать развитию мелкой моторики, воображения и творческих возможностей детей.
  • Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности. Развивать способность использовать нестандартные решения в работе с уже известными материалами.

Обучающая: 

  • Способствовать накоплению сенсорного опыта.
  • Формировать умение экспериментировать с пуговицами, находя  новые пути воплощения замысла.
  • Пополнение словарного запаса детей, уточнение знаний  детей  о форме, размере, цвете,  упражнять в  количественном и качественном счете.

Воспитывающая:

  • Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и ее результату.
  • Формировать коммуникативные навыки посредством работы в микрогруппах,  парами в процессе реализации мероприятий проекта.

Технология.

Для решения задач по развитию мелкой моторики использую разнообразные методы.

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

 Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

Чем же так необычны пуговицы.

• Цвет является значимым свойством объектов окружающего
мира. Поэтому цвет пуговиц обращает на себя внимание ребенка,
позволяет ему выделять определенный цвет среди других и запоминать его. Дети сравнивают пуговицы по цвету, прикладывая их друг
к другу. Знакомство закрепление цветов и их оттенков осуществляется в ходе игр с пуговицами, например «Найди пару пуговиц одинакового цвета!» или «Разложи пуговки по цвету!».

•   Пуговицы имеют разную форму (круглую, овальную, квадратную, треугольную, прямоугольную), следовательно, с их помощью
ребенок закрепляет знание геометрических фигур.

  •    При знакомстве детей с величиной также можно использовать пуговицы (маленькие, средние, большие).
  •    Усвоение темы «Количество» включает ознакомление со следующими понятиями: «одна пуговица», «две пуговицы», «много пуговиц», «поровну (столько же) пуговиц». Дети учатся различать количество пуговиц в дидактических играх.
  • В ходе игр с пуговицами ребенок изучает пространство и расположение предметов (далеко - близко - рядом, справа - слева, сверху - снизу, внутри - снаружи, спереди - сзади).

Уважаемые родители!

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Сейчас дети мало тренируют движения пальцев рук, детям нужны специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики.

Одним из этих упражнений и являются игры с пуговицами.

В каждом доме есть коробка с пуговицами, необходимыми в "хозяйстве". В ней могут быть пуговицы разные по цвету, размеру, форме, материалу, из которого они изготовлены (пластмассовые, деревянные, металлические, кожаные) .

Пуговицы вызывают особый интерес у детей. Ребенка привлекает необычность, нетрадиционность материала для игр.

Разнообразие материала – пуговицы разные по форме, фактуре, размеру, цвету не успевают надоедать ребенку.

Занимаясь с ребенком, используйте творчество. Используя пуговицы расскажите сказку, можно придумать ее по ходу игры, загадайте загадку, прочитайте стихотворение. Это еще больше увлечет ребенка.

Игры с пуговицами помогают развивать:

- мелкую моторику и тактильное восприятие;

-точность, внимание

-математические способности (величина, форма, счет)

-художественный вкус и творческое начало.

С малышами можно выкладывать картинки из пуговиц: нарисуйте схематично домик, кораблик, солнышко и т. д. и предложите ребенку выложить пуговицами рисунок.

Можно использовать специальные картинки для выкладывания пуговиц, выкладывать разнообразные сюжеты.

Со старшими детьми можно использовать пуговицы для выкладывания букв, закрепить математические понятия: счет, цвет, величину.

Можно предложить старшему ребенку самостоятельно пришить пуговицу.

Играя с ребенком в пуговицы, вырабатываются умения управлять своими движениями, ловкость пальчиков, внимание, умственная деятельность, творчество, речь

В играх с ребенком дайте вашим пуговицам вторую жизнь!

Игры и занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового взять руку ребенка с пуговицей и показать, как нужно ею пользоваться. Помните: не надо пугать ребенка восклицаниями, говорите спокойно, удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним.

Итак, игры и упражнения с пуговицами - значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи - важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.

В нашей группе представлены разнообразные виды игр с пуговицами.

Приложение 1

Картотека игр с пуговицами.

«Украсим клумбу цветами!»

Дети сажают цветы из пуговиц одного цвета (первый ребенок сажает белый цветок, второй - красный цветок, третий - синий цветок и т.д.).

«Соберем урожай»

Дети вставляют маленькие палочки (спички, зубочистки) в отверстия у пуговиц. Пуговицы посажены на пластилин.

«В гостях у Портного»

Дети застегивают в дырочки пришитые на ткань пуговки.

«Сложи узор»

Можно предложить ребенку выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка. 

«Бусы для мамы»

Дети нанизывают пуговицы на веревочку.

«Подбери листья к дереву»

Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).

«Пуговичная копилка»

Ребенок, проталкивает в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала.

«Сортировка да и только»

Пуговицы прекрасно подходят для заданий по сортировке. Вместе с ребенком отбирайте только самые крупные пуговицы или, напротив, пуговки-малютки, либо пуговицы определенного цвета.

«Выложи цыфру»

Напротив каждой цифры просим ребенка выложить соответствующее количество пуговиц.

«Посели пуговицы в домик»

Разложить пуговицы в свои домики по цвету.

«Врассыпную»
По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы. Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Развитие мелкой моторики "Игры с массажным мячиком"

Составила воспитатель ГБДОУ детский сад №79 компенсирующего типа Красносельского райна  Санкт-Петербурга Митина Н.И. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»Сухомлинский В. А....

Методическая разработка "развитие мелкой моторики"

Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, на основе пальчиковых игр, пальчикова театра, изобразительной деятельности....

Методическая разработка "развитие мелкой моторики"

Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста на основе пальчиковых игр, пальчикова театра, изобразительной деятельности....

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики у детей с двигательными нарушениями"

Методическая разработка адресована воспитателям для работы сдетьми младшего возраста с различными двигательными нарушениями....

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3х лет"

Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваив...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи».

·   Развитие мелкой моторики и речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики и развивающих игр....

Методическая разработка: " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Данная методическая разработка раскрывает тему влияние мелкой моторики, координации рук  на развитие ребёнка . Описаны методыработы, приёмы и опыт работы с детьми дошкольного возраста....