«Артикуляционная гимнастика: кому, для чего, как?»
материал

Бондаренко Ульяна Александровна

Мастер- класс для родителей «Артикуляционная гимнастика: кому, для чего, как?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «35 «Сказка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Мастер- класс для родителей «Артикуляционная гимнастика: кому, для чего, как?»

                                                                  Подготовила: учитель- логопед высшей

                                                                  квалификационной категории

                                                                  Бондаренко У.А.

Цель мастер- класса: Познакомить родителей с понятием артикуляционной гимнастики и ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика: кому, для чего, как?»

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

 Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку о веселом язычке.    Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Как выполнять артикуляционные упражнения?

Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

Практическая часть.

Давайте попробуем с вами вместе выполнить несколько упражнений, которые с легкостью можно выполнять дома.

Плыви, кораблик!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц,

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку.

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш кораблик. А теперь ты попробуй. Молодец!

Расти, пена!

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: Стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребёнку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьёт воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, затем предложите подуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё.

             

А теперь переходим непосредственно к выполнению артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

Упражнения для губ

«Заборчик».  Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

«Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам  растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я , видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

Похлопывание и растирание щек.

«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

«Голодный хомячок». Втянуть щеки.

«Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздухвыходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

Накажем  язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.


          На губу язык клади,

Пя-пя-пя произноси.

Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
                      Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
                      Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
                     Раз, два, три, четыре, пять!  Язык можно убирать. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
                   Язык широкий положи, его края приподними.

Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
                   Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
                   Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
                   Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.

Динамические упражнения для языка

(выработка координации и точности движений)

Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого  к уголкам рта. 
                  Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
                 Словно маятник часов покачаться он готов.

Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 
                  На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
                  Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
                   Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 
                         Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
                         Я копытцем постучу!  Цок-цок-цок.
                         Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.

Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 
  Красить потолок пора,

                                                   Пригласили маляра.
                                           Ниже челюсть опускаем,
                                              Язык к нёбу поднимаем.
                                        Проведём вперёд – назад –

                                 Наш маляр работе рад.

Надеюсь, что наш мастер- класс был интересен и полезен вам, уважаемые родители, полученные знания  помогут сделать вам в выполнении домашних заданий логопеда и просто весело провести время с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"

В буклете представлена информация об артикуляционной гимнастике, зачем ее выполнять и какие правила необходимо соблюдать при выполнении....

что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна

что такое артикуляционная гимнастика ,для чего она нужна, и как ее выполнять...

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна? Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ...

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна.

Советы от логопедаЗачем делать артикуляционную гимнастику? Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для тренировки и развития подвижных органов артикуляции.Артикуляционная гимнастика...

09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."

Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

Для чего нужна артикулиционая гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, по...