Логоритмика - что это такое и для чего она нужна на музыкальных занятиях.
статья (старшая, подготовительная группа)

Юлия Владиславовна Ковалёва

Как и для чего музыкальных занятиях используется логоритмика.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Логоритмика- что это такое

и для чего она нужна на музыкальных занятиях.          

О здоровье подрастающего поколения , начиная с дошкольного возраста.., наше государство всегда проявляло особую заботу, а сейчас здоровье подрастающего поколения у государства вызывает особую озабоченность…..

Так по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, что составляет  всего лишь 10% среди  будущих первоклассников .

Детки с нарушениями устной речи, как правило, в процессе обучения в школе испытывают определенные трудности в овладении  навыком письма и чтения.

Исследования современных педагогов показали, что целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников с рече-двигательными нарушениями возможно, применяя на музыкальных занятиях и в повседневной жизни дошколят специальные музыкально-ритмические упражнения, песенки и игры - логоритмика.

Логоритмика –  на основе сочетания музыки и движения; музыки и слова; музыки, слова и движения, направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkmvSbtBO7R0nKOWbL3GT3oqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами и римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.

На рубеже XIX—XX веков в разных странах Европы практически одновременно появились  публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания.

Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов.

Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться не сформированность речевого аппарата и в данном случае логоритмика помогает детям преодолевать речевые барьеры.

В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. Музыка не просто сопровождает речь, а является его руководящим началом.

Выделяют:

  • коррекционные,
  • образовательные,
  • воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников.

Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа.

Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям, речи.

Логоритмика помогает педагогу выполнять одну очень важную задачу – она отвлекает  ребёнка  от его основной проблемы с речью и позволяет решать ее с помощью игры. Во время таких занятий ребёнок открыт к общению, может выразить себя в творческом плане.

Веселая логоритмика как средство речевого развития дошколят оказывает  огромное положительное влияние  и на  состояние здоровья детей,  на их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи. Они утверждали, что логоритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Именно Г. А. Волкова (Галина Анатольевна Волкова- канд. пед. наук, профессор, президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Санкт-Петербург.)   путем многолетних исследований доказала, что логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения :

  • выразительность,
  • ритмичность,
  • четкость,
  • координацию,
  • плавность, слитность).

В. М. Бехтерев - великий русский ученый в своих трудах по психологии детей отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети».

Поэтому, главной задачей является – коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи и координации через музыкальное воспитание.

Основной формой работы по музыкальному воспитанию являются музыкальные занятия.

Принимая во внимание особенности детей, имеющих речедвигательные нарушения, для устранения темпо-ритмических нарушений речи, моторного напряжения, скованности в движениях, дискоординации, рекомендуются музыкальные занятия, которые имеют логоритмическую направленность.

Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому вся непосредственно- образовательную деятельность логоритмикой  организована с использованием игровых приемов, включая сюрпризные моменты, которые так необходимы для поддержания интереса детей.

На занятиях по логоритмике используются различные предметы – мячи, ленты, палочки, самодельные музыкальные инструменты, которые требует от ребёнка еще большей концентрации внимания, что положительно сказывается на результате работы.

Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы , которые разучиваются на музыкальных занятиях  можно использовать и на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях.

Логоритмические  занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые  благотворно влияют на весь организм ребенка и способствуют  повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.

  • песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению);
  • дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха);
  • артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата);
  •  игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);
  • пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма);
  • речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас);
  • сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, ритмического слуха и мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества);
  •  коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта);
  • музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание

Основным принципом построения всех перечисленных видов работы является тесная связь музыки и  движения.

Самым доступным и  результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач  у детей, имеющих речевые нарушения, является пение.

В процессе работы над текстом, разучиваемой песни, проводится работа по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика - это упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей и  развивают мимику.

Так как  в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки - проведение дыхательных упражнений.

Систематическое развитие навыков выразительного пения помогает преодолевапть речевые нарушения, решая многие коррекционные задачи :

  • Развитие слухового и зрительного восприятия.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики.
  • Развитие дыхания,
  •  координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата.
  • Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание уверенности в своих силах.
  • Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Логоритмика полезна всем детям, как имеющим незначительные речевые проблемы, так и детям с правильной речью. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник по безопасности. "Что такое безопасность. Для чего она нужна, почему она важна".

Сценарий праздника в игровой, занимательной форме знакомит детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения и правилами пожарной безопасности. Праздник можно проводить в любое время года как ...

Мастер-класс на тему:«Логоритмика, как средство эффективности умственного и физического развития дошкольников на музыкальных занятиях»

Мастер-класс на тему:«Логоритмика, как средство эффективности умственного и физического развития  дошкольников на музыкальных занятиях»...

Квест игра в ДОУ. Что это такое и для чего это нужно?

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания. Обращение воспитателей специалистов к ним обусловлено стремлени...

Консультация для родителей.Что такое сенсорика,для чего она нужна?

Консультация для родителей.Что такое сенсорика, для чего она нужна?...

Блоки Дьенеша. Что это такое и для чего они нужны при работе с дошкольниками.

Познавательная статья на тему: "Блоки Дьенеша". Специальное дидактическое пособие для освоения математики дошкольниками....

«Что такое деньги? Для чего они нужны?»

Сформировать у детей основы финансовой грамотности...

консультация для родителей "Какая обувь нужна на музыкальных занятиях"

Зачем для музыкальных занятий в детском саду нужны чешки? Этот вопрос интересует всех родителей. В данной консультации дается ответ на поставленный вопрос...