Научная статья "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) в процессе игровой деятельности"
статья (средняя группа)

Калашникова Светлана Сергеевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_publikatsiya.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Научная статья

На тему: " Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) в процессе игровой деятельности"

Во средней группе №16

Выполнила: воспитатель

Калашникова Светлана Сергеевна

Санкт-Петербург

2019 г.

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы.К ней относятся разнообразные движения: от всех привычных жестов до самых мелких манипуляций.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно с самого раннего возраста уделять внимание развитию у ребёнка мелкой моторики. Для того, чтобы малышу не наскучило выполнять упражнения, необходимо превратить их в интересные и полезные игры.

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития. В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизывает мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов. В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.

В соответствии с ФГОС ДО развитие ребенка осуществляется через реализацию программ ДО в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно –эстетическое развитие ребенка.

Дидактические игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников.

  • «Геометрические резиночки». Можно купить готовый планшет с гвоздями или смастерить такую дощечку, прибив цветные кнопки на дощечки. Выкладывайте с ребенком различные геометрические фигурки и тренируйте пальчики.
  • «Маленькие пуговицы». Для этого нужно распечатать контур какого-то предмета на листе бумаги. Предложите вашему ребенку выложить пуговицы по контуру этого рисунка. Главное, чтобы рисунок был не сложным и был достаточно большого размера.
  • С крупами и крупным предметом (например, с пуговицей, бусинкой). Нужно взять глубокую миску, наполнить ее крупой, в которую зарыть несколько пуговиц. Задача ребенка – найти и достать их.
  • Развязывание узелков. Начать надо с простых, используя толстую веревку, постепенно усложняя задание.
  • Лабиринт. Воспитатель изображает на листе бумаги «лабиринт», задача малыша – пройти по нему указательным и средним пальцами, имитируя шаги. Эти упражнения хорошо развивают кисть и пальцы.
  • Тренажеры. Чтобы научить ребенка владеть кистью и делать движения пальцами, придется постараться и проявить терпение, ведь не все получится с первого раза. Чтобы ребенок не потерял интерес, важно предложить ему разнообразие упражнений. Можно создать тренажеры своими руками. Вариантов множество.Птичка делается так: берется картонная коробка (например, из-под пиццы, конфет, на нее наносится изображение пернатого, желательно большого размера (птицу можно наклеить или нарисовать); около клюва в картоне проделывается отверстие. Задача ребенка – по одному зернышку опускать в отверстие (покормить птичку).

Ребятам очень нравятся и самодельные шнуровки, занятия с которым способствуют формированию очень важного бытового навыка – шнуровать обувь.

Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика. Можно приобрести в магазине специальные развивающие игрушки – конструкторы, мозаики, паззлы, пирамидки, волшебное лукошко.

Игры со счётными палочками. Понадобятся счетные палочки, карточки с изображением предметов. Можно выкладывать геометрические фигуры, составлять узоры, выкладывать предметы.

Игры по развитию тактильной памяти.

Способствуют запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учат находить точные слова для определения своих ощущений. Понадобятся карточки с разной на ощупь поверхностью:

  • мех
  • Наждачная бумага
  • Байка (фланель)
  •  Капли воска
  • Верёвка зигзагами
  • Целые палочки
  • Поломанные палочки Бархат
  • Вельвет Фольга
  • Целлофан

«Что на что похоже». Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

«Кто какой на ощупь». Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

Игры с прищепками. Понадобятся прищепки разных видов, основы для создания фигур. Целью игры является как развитие мелкой моторики, так и формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений); развитие чувства ритма; развитие конструктивного мышления; формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой. Потребуется мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Развитие мелкой моторики при помощи дидактических игр и упражнений должно войти в привычку. Сформированность мелкой моторики является важным фактором в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста

Формирование тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста  с применением элементов  технологии песочной терапии - рисование на светово...

Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Образовательный проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в процессе художественного конструирования из бумаги (оригами)»

Основная работа по реализации проекта ведётся с опорой на методическое пособие «Обучение дошкольников 5 – 6 лет художественному конструированию из бумаги (оригами) по технологическим карта...

Консультация для родителей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

В данной консультации родителям представлен материал для развития мелкой моторики через продуктивную деятельность....

План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

План работы по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Мелкая моторика включает в себя координацию движений мелких мышц рук и пальцев, что необходимо для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др...