Консультация учителя-логопеда "Развитие слухового внимания"
консультация

Мельникова Валентина Миндыкановна

Представлены направления работы по развитию слухового внимания, приведены примеры упражнений, способствующие речевому развитию и формированию познавательной деятельности.

Консультация адресована родителям, которые хотят научиться ориентироваться в проблемах малыша и оказать ему помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchitelya.docx96.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей

«Развитие слухового внимания»

https://www.defectologiya.pro/assets/images/zhurnal/8003-e1544203485288.jpg

     С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей…

    Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи.

   Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, а также представлять то, о чем в них говорится.

   Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово- название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ,      требование, побуждение.

   Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Направления работы

  • Побуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.
  • Дифференциация неречевых звуков.
  • Дифференциация тихих и громких звуков.
  • Развитие умения определять направление и источник звука.
  • Развитие умения локализовать звук в пространстве.
  • Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.
  • Дифференциация звукоподражаний.
  • Развитие умения локализовать и узнавать голос.
  • Дифференциация неречевых звуков.
  • Развитие умения отличать голоса различной громкости.
  • Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.
  • Развитие речевой памяти.
  • Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.

Задания

   Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки

  • Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать, на каком инструменте вы играете.
  • Обращайте внимание на «домашние звуки». Спрашивайте: что там шумит? Объясняйте: это шумит холодильник, пылесос и пр.
  • Привлекайте внимание малыша: слышишь, как шумит ветер, идет дождь, летит самолет и пр.
  • Пойте короткие ритмичные песенки и декламируйте стихи.
  • Расширяйте кругозор ребенка. Как можно больше берите его с собой на прогулки, экскурсии. Рассказывайте ему о том, что вы видете.

Литература

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...

консультация для родителей "Слуховое внимание"

             Данная консультация поможет родителям в развитии  слухового внимания. Я предлагаю использовать  игры и игровые упражнения....

Родительская копилка.Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,слуховой памяти и фонематического слуха детей (от 1 до 3 лет)

Данный буклет способствует повышению  компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в...

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Упражнения для развития слухового внимания,слухового восприятия и слуховой памяти.

Создание психологической готовности к вызыванию звука речи как части подготовительного этапа....