Мастер-класс для родителей на тему «Пальчиковые игры»
проект

Иртакова Айана Ивановна

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей на тему

«Пальчиковые игры»

Воспитатель: Иртакова А.И.

Актуальность.

 На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева).

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

 1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений. Повышение педагогической компетенции родителей, в данном вопросе.

Цель: Формирование  игрового взаимодействия родителей и детей. Пропаганда  педагогических знаний, основ воспитания детей дошкольного возраста  среди родителей.

Задачи:

*Формировать у родителей умение организовывать совместную игровую деятельность с детьми.

*Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики.

*Развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия.

Участники:  воспитатель, родители и другие члены семьи, дети 1младшей группы.

Форма проведения: мастер–класс для родителей

Оборудование:  стол, стулья,информационныелисты для родителей, игры по развитию мелкой моторики (конструктор, прищепки, несколько вариантов шнуровки и т. д.)

Ожидаемый результат:

Родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными о значении пальчиковых игр в развитии мелкой моторики ребенка, получение практических навыков проведения пальчиковых игр с детьми дома.

Ход мастер — класса.

Все участники сидят полукругом или кругом.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие родители рада вас видеть на нашем мастер классе.Не зависимо от того,  праздничные или  будничные дни на календаре, мы  занимаемся  воспитанием и обучением   ребенка каждый день.    Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Сегодня мы собрались здесь, и  я предлагаю вам мастер класс «пальчиковые игры ». Приглашаю вас активно поучаствовать, поиграть, а потом применять эти игры дома вместе с ребенком.

Для начала поприветствуем друг друга: ведущий приветствует рядом сидящего участника: «Добрый вечер» приветствие передается рукопожатием, объятием или другим приемлемым жестом.

Теоретическая часть:

Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук. Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

Практическая часть:

Игра «Пропавший малыш».

У меня пропали руки. (руки за спиной)

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять. (показывают руки)

У меня пропали уши. (уши закрывают ладонями)

Где вы, ушеньки мои?

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять.  (показывают уши)

У меня пропали глазки.  (глаза закрывают ладонями)

Где вы, глазоньки мои?

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять!( убирают ладошки от глаз).

«МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик - папочка, (разгибаем пальцы)

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать пальцы)

«Мишка косолапый»

Мишка косолапый, по лесу идет (ручки согнуты в локтях, качаются)

Шишки собирает - в сумочку кладет. (наклоняемся к носочкам)

Вдруг упала шишка, прямо мишке В ЛОБ! (разводим руки, и на слова "В ЛОБ!" тихонько ладошкой по лбу)

Мишка рассердился (руки на пояс) и ногою ТОП (топаем громко ногами)

"Карусели"

Карусели, карусели (хлопаем в ладоши)

Мы с тобой на лодку сели, и ПОЕХАЛИИИ! (руки сгибаем - разгибаем)

Карусели, карусели

мы с тобой в машину сели, и ПОЕХАЛИИИИ! (крутим руль)

Карусели, карусели

в самолет с тобою сели (руки в стороны и произносим звук "Ж")

Сидит белка на тележке, (Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак)

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, (Разгибаем большой пальчик)

Воробью, синичке, (Разгибаем указательный и средний пальчики)

Мишке толстопятому (Разгибаем безымянный пальчик)

И заиньке усатому. (Разгибаем мизинчик)

«Капуста»

Есть у нас капуста (ладошки вверх, как будто показываем)

Большая капуста (разводим широко руки)

мы капусту режем, режем (ребром ладони по коленям, как будто режем)

мы капусту солим, солим (имитируем движения пальчиками, как будто солим)

мы капусту трем, трем (складываем ладони и трем ими вверх/вниз)

мы капусту мнём, мнём (сжимаем/разжимаем кулачки)- это самое любое движение  

Заключение.  Это только малая толика игр,  которыми можно увлечь  ребенка и с пользой провести время.  Я очень надеюсь, что эти и другие игры вы будете активно применять.

  Я очень рада, что все родители откликнулись и приняли  участие в нашей встрече.  Ведь это значит, что не смотря на огромную загруженность в работе и занятость вам интересна жизнь   нашего детского сада и то, что вы активны и дружны друг с другом.  

Итоги реализации проекта: считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагога с родителями. Родители приняли активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».

Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.ЗАДАЧИ:- Познак...

Мастер-класс с участием родителей "Дидактические игры своими руками"

Жизнь ребенка неразрывно связана с игрой. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается со сверстниками, подражает взрослым. Игра – это отражение жизни. Здесь всё “как будто", “понарошку”, но в ...

Мастер-класс для родителей на тему «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет, как средство развития мелкой моторики у детей»

Привлечь внимание родителей к проблеме развития мелкой моторики у детей через пальчиковую гимнастику и побудить к практическому применению....

КОНСПЕК мастер-класса с участием родителей. Тема: «Дидактическая игра как средство развития словаря»

Показать родителям  необходимость использования дидактических игр и упражнений в развитии словаря детей...

Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»...

Мастер класс: «Взаимодействие с родителями по изготовлению игр и атрибутов к сюжетно ролевым играм детей младшего дошкольного возраста, в рамках обмена опыта с молодыми воспитателями.»

Представлен конспект мастер класса по созданию атрибутов к сюжетно -ролевой игре  для детей второй младшей группы. Уникальность их в том, что они изготовлены в тесном сотрудничестве воспитателя и...