У каждого ребёнка свои недостатки и особенности
статья (средняя группа)

Юлия Александровна Недошивкина

Каждый ребенок по своему особенный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пункт 2.3

Обобщение и распространение опыта в СМИ.

C:\Users\1\Desktop\фото докозат. весна\статьи\70999.jpeg

        

У каждого ребёнка свои недостатки и особенности

Беда многих хороших родителей - они слишком нетерпеливы и слишком ответственны.

Мы сохраним массу времени и нервов, если будем помнить, что дети изначально способны к правильному развитию , что они сами знают, когда и что им надо «проходить», и сами (в нужное время) потянутся к тому, что им необходимо «выучить». Всё будет как надо, если этому не мешать.

Хотим мы того или нет, но все мы разные, со своим, персональным набором пристрастий и привычек. И дети наши разные. Карманы, набитые камнями, ненужная болтливость, «рисовальные» способности, замкнутость или страсть к шумовым эффектам - у кого что, и не всегда симпатичное. С этим можно бороться, это можно подстёгивать, исправлять, но стоит ли? В конце концов, такие особенности делают человека неповторимым, единственным в своём роде. Можно бесконечно спрашивать: ну почему он вытворяет то-то и то-то и почему он такой, а не этакий. Однако куда полезнее будет усвоить другое: как надо реагировать на эти поступки.

 

Мы не можем просто так, по собственной прихоти, менять детское поведение, иначе наломаем дров. Занимаясь с детьми, реагируя на их поступки, мы исходим из некой программы «Как должен вести себя мой ребёнок». Вместо того чтобы обдумывать это «как должен», куда полезней внимательнее присмотреться к нему.

Ребёнок так устроен, что он честно заявляет нам о своих потребностях и всегда подаёт нам сигналы: что надо ему, что лишнее, где мы правы, а где ошиблись. Знаки эти не в словах, а в жестах, в поведении, в поступках. Мы должны улавливать эти знаки, к нам обращенные, и правильно расшифровывать их. Тогда и реагировать мы будем правильно.

Можно, например, выходить из себя, когда ребёнок делает всё наперекор, а можно вспомнить, что детское непослушание — это тот же сигнал, знак, который необходимо правильно расшифровать. Так, противное «нет!» - основное слово двух- трёхлетки, не выведет вас из себя, если вы правильно «прочтёте» его - как знак, что ваше хулиганистое чудо поднимается на новую ступеньку развития. А вот истеричное «нет» и плаксивость у малыша лет пяти скажут уже о другом: с одной стороны, он слишком избалован, с другой - ему не хватает вашего истинного внимания и любви.

Страстное желание всюду следовать за мамой вполне нормально для полуторагодовалого карапузика, а вот если и в семь-девять лет он не желает отцепиться от маминой юбки - это повод насторожиться. Детям этого возраста положено заводить друзей и свои первые тайны.

Понаблюдайте за теми трудностями, которые создает ваш малыш, и считайте их знаками.

Это - сигналы, которые подаёт ваше прелестное создание, учитесь их интерпретировать.

Самое благодатное время для этого - первый год жизни ребёнка, когда он всецело зависит от взрослых людей и постоянно находится рядом с вами. Но и в любом возрасте не поздно сделать это.

В сущности, мы (как родители) и растём-то тогда, когда старательно учимся понимать индивидуальные и возрастные особенности своего ребёнка. И что бы он ни сделал, что бы ни захотелось сделать нам, начинаем с трёх важных вопросов, которые надо задать самому себе:

что хочет мой ребёнок;

что может мой ребёнок;

· что он из себя представляет (и чем отличается от всех других детей). Все эти «что» определяются возрастом ребёнка и той средой, в которой он растёт.

Общий принцип развития личности таков. Всё, что не пройдено на предыдущем этапе, переходит на следующий. (То, что не выработано и не усвоено, соответственно, должно усвоиться и выработаться.) Если нет - «не пройденный материал» останется проблемой на всю жизнь, а значит, будет всё равно «проходиться», но очень болезненно: проявляться в виде комплексов и других форм неадекватного поведения. Например, когда молодой мужчина никак не найдёт себе достойного занятия, чтоб обеспечить себя и семью, и при этом легко поддаётся чужому влиянию, можно с уверенностью сказать, что в дошкольном возрасте его инициатива и желание самому что-то делать постоянно гасили любимые взрослые, а он не смог их «победить». В результате центральная задача возраста (проблема доверия, а затем - независимости) не была им решена. Удел такого человека - вечно сомневаться в своих способностях, потому что в нём глубоко укоренилось чувство вины за любое усилие быть независимым.

Вместо того чтобы бороться, мучиться и усиленно воспитывать, надо понять и принять новое поведение своего ребёнка— и только потом принимать меры. Впрочем, если вы примете и поймёте - особые меры вам просто не понадобятся.

 Прямую похвалу интересно заменять качественными и количественными вопросами на тему выполненной работы. Пусть он сам сделает выводы.

Все это помогает детям повысить самооценку и развить аналитический склад ума.

«Театрализация и речь»

Выполнила воспитатель:

Недошивкина Ю.А

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

         Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

         Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

         Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

         Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной  деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.

        Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют  готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

 К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью.

         В последнее время, принимая воспитанников в группу и начиная с ними общаться, мы отмечаем нарушения в речевом развитии у многих ребят. Это и звукопроизношение, и задержки речевого развития, бывают трудности в общении со сверстниками. Можно отметить бедность словарного запаса, отсутствие интонационной выразительности. Испытывают ребята среднего возраста трудности при обучению составления рассказов. Мы решили поискать пути решения этих проблем, в том числе, в привлечении детей к театрализованной деятельности.

         Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.
        Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
        Чаще всего мы организуем театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы, но также включаем её фрагменты в непосредственно – образовательную деятельность, особенно эффективным такой приём включения является на занятиях по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой, также в процессе музыкальной деятельности и даже занятий по познанию окружающего мира. (Например: знакомство с овощами и фруктами).

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. В начале учебного года на занятиях по речевому развитию мы часто использовали стихотворные мини-инсценировки. Например, после чтения сказки Чуковского «Телефон» предложили детям позвонить по телефону и разговаривать от имени крокодила, медведя, носорога и т.д. Или после заучивания русской народной песенки «Тень – тень – потетень» предложили разыграть её как сценку, исполнив роли бабушки и кота. После знакомства со сказкой «Три поросёнка», мы выбрали трёх братьев поросят и они весло исполнили их песенку. Использование такого приёма очень нравится детям.
        После мини-инсценировок детей легче вовлечь в игры-драматизации. Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Мы стараемся использовать уже хорошо знакомые детям сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
        Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
        Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

         Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей нашей  группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство, необычность тех зрелищ, которые развертываются педагогами или ими самими. Театрализация захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир.

         В нашей группе создан мини-центр  для театрализованных игр, где собран  дидактический материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами. Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, помпончиковый театр , театр «Забавные перчатки» и др.

Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение музыкальных спектаклей.         Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. К концу учебного года можно отметить, что у воспитанников нашей группы улучшились навыки речевого общения. Ребята стали более раскрепощёнными в общении друг с другом, со взрослыми, во время диалогов инициативно высказываются, активны во время бесед, любят рассуждать о разных явлениях. Научились составлять различные описательные рассказы  по картинам и из личного опыта. У некоторых появились улучшения в звукопроизношении. И самое гласное, пополнился словарный запас, а речь детей стала более эмоциональная и выразительная. Ребята очень полюбили театрализованную деятельность. Часто стали организовывать театрализованные игры самостоятельно.

Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

C:\Users\1\Desktop\фото докозат. весна\статья\71591.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родина — у каждого она своя. Своя шахта, свой дом, свои соседи. Свои родные места. И только все это сливаясь вместе становится нашей Россией.

1 слайдРодина — у каждого она свояСвоя шахта, свой дом, свои соседи,Свои родные места.И только все это сливаясь вместеСтановится нашей Россией. 2 слайдНаш век – это время массовых переселений чел...

Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада. (обобщение опыта работы)

Опыт работы по теме "Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях  логопедического пункта детского сада....

Ребёнок с недостатками слуха в семье.

В статье раскрываются некоторые особенности принятия ребёнка с недостатками слуха в семье, особенности воспитания и развития....

Каждый ребёнок особенный, все дети - равные.

Данная напосредственно образовательная деятельность по социально - коммуникативному развитию детей по программе "Детство" для дошкольнтков подготовительной группы....

У каждого ребёнка - свой мир игры

Консультация«У каждого ребёнка - свой мир игры»Представление взрослых о счастливом детстве связывается с образом играющих детей. Почему детство всегда ассоциируется с игрой.  Что знач...

Каждый ребёнок талантлив по- своему

Советы родителям о том, как и когда начинать обучение музыке, рисованию, декоративно-прикладному искусству, танцам....

Все дети равны, каждый ребёнок особенный!

    3 декабря во всём мире ежегодно отмечается Международный день инвалидов, день сильных духом людей. Накануне в нашем детском саду с воспитанниками старшей группы было проведено мер...