Консультация для родителей "Игровая деятельность – как средство развитие познавательной активности ребенка"
консультация

Харитоненко Галина Васильевна

Консультация будет полезна как родителям воспитанников, так и педагогам ДОО. Познавательные интересы детей легче развивать при помощи игры. Задача взрослых помочь детям играть, научить детей игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons_dlya_rodit_pozn_akt_igra.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Игровая деятельность  – как средство развитие познавательной активности ребенка"

Харитоненко Г.В.


     
Развитие познавательной активности волнует многих родителей.  Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
      Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность детей?
   
Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.  В игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу.    

    В игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
   Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Игра способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта. Она способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
   Задача взрослых, родителей - помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру. Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребёнка.
   В игре ребёнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о мире.
    Ребенок стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом процессе помощь взрослых, в особенности родных и близких.
    К сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием телефонов, планшетов.
     Попробуйте в начале игры создать  положительное,  эмоциональное настроение и поддерживать его в течение  всего времени взаимодействия с ребенком.

    Игровые ситуации вызовут у ребёнка интерес, если вы, играя с ним, учитываете его жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность ребёнка. Старайтесь играть с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.  Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу. Занимаясь с ребёнком, вносите  познавательные элементы в сюжет игры, используйте  развивающие игровые материалы, создавайте  радостный эмоциональный фон сотрудничества.

Игры на развитие познавательной активности ребёнка.

 Игра « Плохо - хорошо»  Что у меня в руках? (достать машинку). Ваша задача: ребенок  ищет положительные стороны, взрослый - отрицательные. Побеждает тот, чьё высказывание будет последним.

     Игра « Аукцион». Достать карандаш. «Что им можно делать?»

 Рисовать, чертить, чесать, кидать, писать, тыкать, катать, грозить, вертеть.

«Какой он?» Зелёный, деревянный, острый, непрочный, длинный, трудолюбивый, строгий, задумчивый, весёлый.

      Можно предложить детям поиграть в такие  игры « Что я загадал?»,  ««Да» и «Нет»  не говори».

       Игра «Магнит».   Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком, бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул. 

       Игра «Волшебная корзина».  Эта игра развивает воображение, мышление и речь у ребёнка.  В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе. 
      Игра «Разные отпечатки».  Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаёт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом.
      Игра  «Мыльные пузыри». Одной из любимых забав для детей являются игры с мыльными пузырями. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружённую другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену. Покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки.    Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются. Это занятие  полезно не только для познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.

        Чтобы как можно больше получать  сведений о  предметах    можно   поиграть  в игру  «Наоборот» (твердый – мягкий, холодный - теплый,  сухой – мокрый, день – ночь, высоко – низко и т. д.);  о пространственных понятиях: в  игре «Где предмет?» (в коробке,  на столе, между…,   над…, под…, за…  и т. д.).

      Играя с детьми дома,  вы можете нарисовать план комнаты, обозначив мебель  геометрическими фигурами, а спрятанную игрушку -  кружочком, а чтобы  поддержать интерес к игре,  прятать можно любимую игрушку.  Постепенно можно задание усложнять.  Выйдя на улицу, можно  рисовать план двора, улицы, парка,  в котором вы гуляете.

      Помогайте ребенку как можно больше узнавать,  читайте, наблюдайте,  обобщайте, сравнивайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка

В статье определяются актуальность и особенности проектной деятельности дошкольников...

Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (консультация для педагогов)

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго....

Метод маленьких человечков средство развития познавательной активности ребенка дошкольника.

Метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стим...

Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....