Духовно-нравственное воспитание средствами изобразительного искусства
консультация (средняя группа)

Алиева Севиля Сейфаловна

Духовно-нрвавственное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Духовно-нравственное воспитание средствами изобразительного искусства»

Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям.

То,  что  мы  заложим в  душу  ребенка  сейчас, проявится  позднее,  станет  его  и  нашей  жизнью.

В  настоящее  время  материальные  ценности доминируют  над  духовными,  поэтому  у  детей искажены представления о  доброте,  милосердии, великодушии,  справедливости, гражданственности  и  патриотизме.

Дошкольный  возраст – период  активного познания  мира  и  человеческих  отношений, формирования основ  личности будущего гражданина.

Чем  младше  ребенок,  тем  большее  влияние  можно  оказать  на  его  чувства  и  поведение.

Современных  детей  характеризует  эмоциональная,  волевая  и духовная  незрелость.

Современным педагогам приходится работать в период кризиса  в  отечественном  образовании  и воспитании.

Издавна    отечественная  педагогика  характеризовалась   развитием  духовно-нравственной  сферы  сознания человека, имела основную  цель: воспитывать  человека  существом  мыслящим,  добродетельным, милосердным,  совестливым,  верящим  в  возможность  совершенствования  мира  и  людей,  честным  и  трудолюбивым,  скромным,  уважительным.

Ребенок- дошкольник открыт всему миру Путь дошкольника – очень ответственный. Мир проникает в сознание человека сразу же после того, как он рождается. Это взаимопроникновение и служит основой процесса развития личности.

Искусство играет огромную роль в формировании духовного развития личности ребенка дошкольника, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство.

Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Уже с раннего детства ребенок начинает рисовать. Сначала это простые каракули – интересный след от карандаша, оставленный на бумаге. Затем у каракулей появляются названия – мы еще не видим в детских рисунках формы, но ребенок уже понимает, что рисование может отображать предметы окружающего мира. Позже более понятными становятся формы изображенных предметов, и появляется эмоциональное состояние в рисунках. В изобразительном творчестве ребенок всегда четко выражает то, что ему нравится, а что нет, тех, кому он сочувствует или кого осуждает.

Изобразительное искусство наглядно, это доступно и понятно ребенку дошкольного возраста. Искусство говорит образным языком, а, всматриваясь в знакомые образы, ребенок вступает в диалог с произведением, воспринимая эмоциональное состояние, характер произведения, овладевает азбукой специфического языка изобразительного искусства, через собственную жизнедеятельность, личные интересы и потребности дошкольников, помогут ребенку не только открыть окружающий мир как великую экспериментальную и творческую лабораторию, но и развить эмоционально-чувственное отношение к жизни, искусству.

К. Роуланд утверждал, что изобразительное искусство способствует культурному в частности и духовному развитию личности.

Используя эмоциональные и выразительные возможности изобразительного искусства в процессе обучения  рисованию, мы можем развивать духовный мир ребенка.

В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Через эмоционально окрашенный процесс воспитания сегодня необходимо прививать ребенку основные формы нравственного сознания. Архимандрит Платон (Игумнов) выделяет следующие формы нравственного сознания: «... стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность и воздаяние. Из них стыд является самой элементарной формой нравственного сознания, совесть является самой универсальной его формой, а долг, обязанность, ответственность и воздаяние являются высокодифференцированными формами нравственного сознания»

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей  является искусство. Изобразительное отображает внутренний духовный мир художника, и знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру. Русский художник и педагог Павел Петрович Чистяков писал: «Искусство полное, совершенное искусство не есть мертвая копия с натуры, нет, [искусство] есть продукт души, духа человеческого, искусство суть те стороны человека, которыми он стоит выше всего на земле».

В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для разбора с учениками, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира учащихся.

Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго , иногда на всю жизнь .

С чего же складывается духовно-нравственное воспитание детей средствами изобразительного искусства?

Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса духовного, нравственного и  эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности:

Восприятие (потребление искусства);

Эстетические знания (искусствознание);

Художественная деятельность.

Ребенок по сути своей склонен к эмоциональности. Поэтому, если его духовный опыт будет эмоционально приятным, то больше надежды, что он закрепится в сознании ребенка и духовность для него будет не только пустым словом. Именно потому, что ребенок чувства запоминает легче, чем факты, у него в памяти должны накопиться приятные эмоциональные воспоминания, на которые уже можно нанизывать факты, особенно факты духовного содержания».      Эстетическое воздействие на детей изобразительного искусства зависит от того, что отбирается для восприятия – это те произведения, которые вызывают радостное удивление, восхищение ребенка, а это способствует целенаправленности этих чувств и знаний на развитие творческой личности ребенка дошкольника.  Поэтому, проводя в детском саду значительную часть времени , ребенок с первых шагов должен видеть перед собой приветливых, со вкусом одетых воспитателей, доброжелательных помощников воспитателей, приятную атмосферу игровой, спальной комнат, красивые интерьеры других помещений, большое многообразие современных игрушек, игр и книг  - все это настраивает ребенка на радостное, положительное восприятие окружающего мира.

Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства целесообразно отвести в группе специальное место, хорошо освещенное и относительно спокойное место.
1. Покажите детям полочку и объясните, что на ней будут появляться красивые предметы, которые они смогут рассматривать самостоятельно. 
2. Расскажите детям о предмете, который вы намерены поместить на полочку. Заинтересуйте им малышей. 
3. Через несколько часов или на следующий день поместите этот предмет на полочку и напомните детям, что вы о нем уже рассказывали. 
4. Предоставьте детям возможность для самостоятельного восприятия этого предмета. 
5. Поинтересуйтесь, понравился ли предмет детям, и искренне выскажите собственную точку зрения. 
Менять экспонаты на полочке следует не чаще одного раза в неделю. По мере того как у детей будет возникать интерес к экспонатам, вы можете вместо предварительного рассказа использовать сюрпризность появления новых предметов. 
При подборе материала для демонстрации старайтесь чередовать виды искусства. Например, после народной игрушки можно показать детям книги с иллюстрациями какого-нибудь художника, потом вновь выставить игрушку, а затем - репродукцию произведения живописи. 
Для того чтобы дети не утратили интереса к произведениям искусства, чаще помещайте на полочку такие образцы народного и декоративно-прикладного искусства, с которыми они могли бы самостоятельно действовать. 
Если позволяют возможности вашего детского сада, используйте для демонстрации не одну игрушку, а сразу несколько. Тот ребенок, который первым обнаружит игрушку на полочке, располагает правом раздать остальные другим детям. Но при этом старайтесь добиваться выполнения правила: после игры или рассматривания игрушка должна быть возвращена на полочку.
При демонстрации, работ художников-иллюстраторов и произведений живописи лучше всего использовать отдельные репродукции из специальных альбомов или наклеивать имеющиеся у вас работы на паспарту. 
Как книги, так и отдельные иллюстрации должны быть цветными и большого формата. Дети могут их рассматривать сидя за столом, который находится рядом с полочкой. 
При совместном рассматривании экспонатов вы всегда вначале интересуетесь точкой зрения ребенка, а затем одобряете ее и высказываете свою: «И мне тоже очень нравится эта игрушка. А знаешь почему? Потому что эту свистульку дымковские мастерицы очень красиво расписали большими и маленькими кружками и точками». 
А может случиться так, что при восприятии иллюстрации или репродукции произведения живописи вы не сможете обосновать свою точку зрения. И это не страшно. Латышская художница-живописец Бирута Баумане пишет: «Говорить о живописи трудно, почти невозможно. Живопись избегает слов, ибо она обладает своим языком, как и каждое искусство. В искусстве что-то должно оставаться недосказанным, ведь искусство - это то чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем как будто бы уже сказано. Поэтому искусство нельзя объяснять или разъяснять. Его надо не понимать, а почувствовать». 
Отдельные репродукции картин и работы художников-иллюстраторов вы можете сохранять в группе более длительное время. Для этого вместе с детьми подберите соответствующее место.

В основе всей системы обучения изобразительной искусству лежит метод наблюдения.

Организация экскурсионной деятельности способствует приобщению детей к культурному наследию и своей Родины, и всего мира. Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. Для более чувственного эмоционального восприятия ученикам очень важно не только увидеть на картинках, но сам увидеть созерцать  святыни русского народа, выдающиеся шедевры искусства. После проведения экскурсии полезно проработать новую тему в изобразительном творчестве, чтобы ребенок мог закрепить сформированное эмоциональное отношение по теме экскурсии, возможность представить себя участником событий или в роли человека, о котором повествовала экскурсия. Кроме того,  детский рисунок – это и способ анализа восприятия темы ребенком.

Беседа с использованием ярких пособий, иллюстраций  вначале занятия. Ее цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Педагогический рисунок  - грамотный, легкий, быстрый не оставит равнодушным ни одного ребенка, разбудит интерес к красоте изображения.

Творческий процесс- это настоящие чудо. Педагог должен создавать на занятии ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие способности ребенка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Очень важно создать атмосферу доверия и заинтересованного общения.

Грамотная, профессиональная организация процессов созерцания, созидания и общения - три вида педагогического творчества на занятиях по изобразительной деятельности, которые сыграют огромную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Главная цель духовно-нравственного воспитания - обретение внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.

У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в разделе "Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства" в дошкольной группе компенсирующей направленности четвёртого года обучения Тема: "Сарафан для матрёшки"

Знакомство с таким предметом народного творчества, как матрёшка. Создавать орнамент, используя знакомые техники рисования....

Сообщение на тему «Духовно-нравственное развитие на основе изобразительного искусства». На муниципальном методическом объединении «Художественное творчество».

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках,литературе, языке, живописи …Национальные  отличия  сохраняютсяи в ХХ1 веке, если будем  озабоченнывоспитанием душ, ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Развитие духовно-нравственного воспитания детей через изобразительную деятельность...

Духовно-нравственное воспитание средствами изобразительного искусства

Духовно-нравственное воспитание средствами изобразительного искусства...

Патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства в старшей группе.

Патриотизм – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России.Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у учащихся гордости за свою ...

«Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников средствами изобразительного искусства».

Доклад на тему: «Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников средствами изобразительного искусства»....