Зима
консультация (подготовительная группа)

Подгорбунских Алла Фёдоровна

Материал предназначен для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx325.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зима»

Словарь

Существительные:

- зима, зимние м хлопья месяцы (декабрь, январь, февраль), снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель, гололёд, сосульки, ветер, лёд, хлопья (мелкий – крупный снег), крупка, пороша, наст, позёмка

Прилагательные:

- длинный – короткий (день – ночь), холодный, морозный, снежный, сильный, лёгкий, глубокий, мягкий, твёрдый, гладкий, рыхлый

Глаголы: 

- падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружить, завывать, заметать, трещать, замерзать, дует, вьётся, зимовать

Общие речевые навыки

(развитие умения распределять воздушную струю, развитие памяти, отработка дикции)

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу:

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело. 

Темный лес - что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

 Крепко, непробудно...

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы — И зима настала.

(И. Суриков)

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Игра «Послушай ритм и отгадай букву, сложи буквы в слова». Записать слова в тетрадь, обозначить все звуки и сделать слоговой разбор слов. Обозначить ударение.

 /     //    ///        М      Взрослый прохлопывает ритмы

//     /   ///          А       (М Я С О,  С О К,  С О М,

/     ///    /          Я        М А Я К,  П Е С О К,  К О С А

///   //   //           С        П Е Н А,  С Е Н О, Н О С)

///   ///   /            К

//    //    //           О

/      /     /            Е

///   ///    ///         П

//    ///    /            Н

(по всем вопросамобращаться к педагогам группы)

Отгадать загадки

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

                                     (зима)

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.
                                   (мороз)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

                                      (снег)

Есть, ребята, у меня                          

Два серебряных коня.                      

Езжу сразу на обоих.                        

Что за кони у меня?                          

        (коньки)                                            

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежными сады.

                             (мороз)

Растет она вниз головой.
Не летом растет, а зимой.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

                         (сосулька)

Он прозрачный, как стекло.

Белый, словно молоко

И холодный, будто снег.

Он зимой – каток для всех

(лед)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом?

                                       (лыжи)                                          

Вот серебряный лужок –

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною – не найдешь.

        (каток)

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка.

За веревочку-узду

Через двор коня веду.

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу.

(санки)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(горка)

Звук и буква Ц

1. Подбор слов, содержащих данный звук.

2. Работа в тетради. Составление слов,  предложений, их схем.

3. Читать букварь Жуковой (буква Ц, стр. 85) слова, по возможностям ребёнка и тексты.

Развитие лексико – грамматического строя речи:

1. «Назови ласково»

Снег - снежок                 санки - …                      зима - …

Мороз - …                       холод - …                      метель - …

Ветер - …                        лед - …                          санки - …

Звезда - …                       солнце - …                    день - …

2. «Один – много» 

снег – много снега, снегов     ночь - …                буря - …

лед - …                                             снежинка - …       вьюга - …

звезда - …                                        снеговик - …         стужа - …

день - …                                           санки - …              холод - …

узор - …

3.  «Сосчитай 1-2-5»

Одна зимняя ночь, 2… 5….         одна тёплая шуба - ….

Один пуховый платок - …           одно меховое пальто - …

Одна синяя варежка - …                один теплый шарф - …

4. «Скажи наоборот»

темный - …             холодный - …            зимний - …

короткий - …          мягкий - …                 солнечный - …

черный - …             лёгкий - …                  весёлый - …

5. Подбор однокоренных слов: корм, кормить, кормушка; снежок, снежинка, снежный, заснеженный.

6. Образование прилагательных (холод – холодный, снег – снежный, ветер – ветряный)

Игра «Подбери признаки».

  • Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.
  • Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный.
  • Воздух зимой (какой?) - свежий, морозный, холодный.
  • Лед (какой?) - блестящий, зеркальный, скользкий.

При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой?- скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой?-зеркальный и т.д.)

«Придумай слово». Образование родственных слов: снег - снежок - снежочек - снежинка - снегопад - снеговик - снеговичок - снежки - снегоход - снегокат - снежный - заснежило - снежище - снегурочка - снегирь - белоснежный - Белоснежка - подснежник.

«Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

«Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Зимой бывает снегопад, а осенью...

Зимой бывает снег, а летом...

Зимой снег падает, а весной...

Зимой катаются на санках, а летом...

Зимой лес спит, а весной...

Зимой катаются на коньках, а летом...

Зимой бывает холодно, а летом...

Зимой деревья белые, а осенью...

Зимой растут сугробы, а летом растут...

Зимой лепят снеговика, а летом...

Зимой насекомые прячутся, а весной...

Связная речь.

Составление рассказа «Зима» с опорой на мнемотаблицу.

  1. Снег             погода
  2. Дерево             иней
  3. Птица             зимующие птицы
  4. Варежка             зимняя одежда
  5. Снеговик        игры детей
  6. Елка             зимние праздники

Зима

(примерный рассказ по таблице)

Зима - самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. На деревьях лежит иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц - снегири. Люди надевают теплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, валенки. Все дети очень любят зиму: можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый любимый праздник — Новый год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....