«Пальчиковые игры с дошкольниками»
консультация (старшая группа)

Титова Анастасия Николаевна

консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_s_doshkolnikami.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковые игры с дошкольниками»

Пальчиковые игры – это не только увлекательные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Они способствуют развитию речи и творческой деятельности дошкольников. Пальчиковые игры подходят всем детям.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Примеры пальчиковых гимнастик

 «Как живёшь?».
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! 
(кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! 
(2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! 
(щёки надули и руками лопнули)

«Мы идем в осенний лес». (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! 
- разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - 
делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, 
- грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!

«Овощи» (из стихотворения Ю. Тувима)
С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)

С базара хозяйка домой принесла: (по-очереди загибаем на руках пальцы)

Капусту,

Картошку,

Морковку

Свеклу,

Петрушку и горох.
Ох!.. 
(хлопок в ладоши)  
Овощи спор завели на столе 
(пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)

Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капуста?

Картошка?

Морковка?

Свекла?

Петрушка или горох?

Ох!..(хлопок в ладоши)

«Фруктовая ладошка».
Этот пальчик - апельсин, (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, 
Фрукт для вас и для нас. (
Показывают ладошками вокруг и на себя).

Яблонька

У дороги яблонька стоит,
Руки сплести над головой, пальцы разжаты.
На ветке яблочко висит.
Сложить запястья вместе.
Сильно ветку я потряс,
Руки над головой, движения вперед-назад.
Вот и яблочко у нас.
Ладони  перед грудью, имитируют, что держат яблоко.
В сладко яблочко вопьюсь,
Соединить запястья, ладони развести.
Ах, какой приятный вкус.

«Ягодки».
(Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.)
С ветки ягодки снимаю
(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю.
(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко.
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)
Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Среда: «Корзина с ягодами».
Вот корзина – так корзина! (изображают удивление, разводят руки в стороны)
В ней крыжовник, в ней малина,
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там брусника и черника! 
(загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках)
К нам ты в гости приходи-ка! (делают приглашающий жест – движение руками на себя)
Ягод, что найдем мы в ней,
Нет полезней и вкусней! 
(поочередно ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

«Берёзка».

Падали листочки осенью с берёзки
(сжимаем кулачок).
Зимушка снежинки вешала на ветки
(смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.).
А весною почки лопались на ветках
(хлопаем в ладоши).
Угощала соком белая берёзка
(ручки в горсть — «пьём»).
Летом зеленели листья на берёзе,
Укрывая деток от летнего зноя.
(закрывают ладонями голову)

«Листья».

Разбросала осень листья, (делают волнообразные движения ладонями)
Разукрасила их кистью.
(делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз)
Мы в осенний парк пойдем,
(«шагают» пальцами обеих рук)
В букеты листья соберем.
(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)
Лист кленовый, лист с осинки,
(поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
(звонко хлопают в ладони)

«Птички».

В гости к нашей сестричке
Весной прилетали птички:
(поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц)
Эта птичка — совушка,
Ну а эта — скворушка.
Эта птичка — воробей,
Ну а эта — соловей.
Эта — дятел, эта — стриж,
Эта же — поющий чиж,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — свиристель,
Ну а это издалека
Прилетела к нам сорока.
(называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец)

«Домашние животные и их детёныши».

Довольна корова своими телятами,

(пальцы зажаты в кулак,

поочередно разгибаем пальцы, начиная с больших)

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами.

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

А я довольна своими ребятами!

(показывают на себя и разводят ладони в сторону)

«Ёжик».

Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
(дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?
(смотрят на мяч, держа его в ладонях)
Прыгнул шарик на дорожку —
Оказалось…это еж!
(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)

«Рыбки».

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,

(На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)

Разожмутся,
(Пальчики сильно растопыриваются в стороны._

То зароются в песке.
(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.)

«Пять воробьёв».

Пять воробьёв на заборе сидели, (Показать пять пальцев,
Один улетел, а другие запели. а затем загибать их по одному).
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, а четверо осталось.
Сидели вчетвером и немного устали,
Один улетел, а трое остались.
Сидели втроём и немного устали,
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоём и снова скучали
Один улетел и остался один.
Один посидел, да и взял, улетел.

«Семья».

  Кто приехал?

  Мы, мы, мы!

  Мама, мама, это ты?

  Да, да, да!

  Папа, папа, это ты?

  Да, да, да!

  Братец, братец, это ты?

  Да, да, да!

  Ах, сестричка, это ты?

  Да, да, да!

  Все мы вместе, да, да, да!

 Пальцы обеих рук сложены вместе.

 Быстро хлопают кончики больших  

 пальцев.

 Кончики больших пальцев прижаты, а

 кончики остальных одновременно

 хлопают.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики указательных.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики средних пальцев.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики безымянных.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики мизинцев.

Хлопать в ладоши.

«Обувь».

Как у нашей кошки  Загибают по одному пальчику, начиная с больших,

На ногах сапожки.  на обеих руках на каждое название обуви.

Как у нашей свинки

 На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

 Голубые тапки.

А козленок маленький

 Надевает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.  Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.

Новые кроссовки.

«Зима пришла».

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

«Ёлочка».

Перед нами елочка:

 

 Шишечки, иголочки.

 

Шарики, фонарики,

 

Зайчики и свечки,

 

Звезды, человечки.

  Пальцы рук сплетены, из

  больших пальцев – верхушка

  «елочки».

  Кулачки, указательные пальчики

  выставлены.

  «Шарики» из пальцев вверх, вниз

  «Ушки» из указат. и среднего

 пальцев; обе ладони сложены,  

 пальцы сжаты.

 Ладони сложены, пальцы

 растопырены, средний и указательный стоят на столе.

«Много мебели в квартире». 

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

«Повар».

Повар готовил обед, Ребром ладони стучат по столу.
А тут отключили свет. 
Загибают большой палец на левой руке.
Повар леща берет
И опускает в компот
. Загибают указательный палец.
Бросает в котел поленья
, -средний
В печку кладет варенье - безымянный
Мешает суп кочерыжкой, 
- мизинец
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он!
 Разводят руками.

«Цветок для мамы».

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей! Мимика, жесты.

 «Компот».

 Будем мы варить компот,

  Фруктов нужно много вот:

(левую ладошку держим «ковшиком»,

правой рукой помешиваем)

  Будем яблоки крошить,

  Грушу будим, мы рубить.

  Отожмем лимонный сок,

  Слив положим и песок.

(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)

  Варим, варим мы компот.

  Угостим честной народ.

(опять варим и мешаем)

«Грачи прилетели».

Мы лепили куличи. «Лепить пирожок»
Прилетели к нам грачи. 
«Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог, 
Загибать пальчики по очереди на одной руке.
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять,
 Загибать пальчики на другой руке
Выходи грачей считать.

«Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для дошкольников.

Данная презентация предназначена для родителей и воспитателей. Желаю успеха вашим малышам!...

Пальчиковые игры для дошкольников

Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помога...

Картотека : "пальчиковые игры" для дошкольников с нарушением функций ОДА.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук....

Пальчиковые игры для дошкольников.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6943057","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"210","width":"251"}}]]Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются...

Пальчиковые игры для дошкольников

Пальчиковые игры для дошкольников...

Пальчиковые игры для дошкольников

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей, которая позволяет развивать память, внимание....

Новые пальчиковые игры с дошкольниками

Картотека пальчиковых игр...