Консультация "Развиваем фонематический слух"
статья

Янабаева Лариса Хабибулловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_fonematichskiy_sluh.docx77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развиваем фонематический слух»

Фонематический слух - это способность человека слышать и распознавать звуки. Один из важных компонентов речи. При нарушении фонематического слуха (не путать с физиологическим (он сохранен!) ребёнок не распознаёт чем один звук отличается от другого. В связи с этим он неправильно воспринимает слово, что приводит к ошибочному произношению ( рак- "лак", мишка-"миска", зуб- "суп", коза-"коса") и т.д. Распознать и устранить данное нарушение нужно как можно раньше, поскольку проблемы с фонематическим слухом могут во время школьного обучения привести к серьёзным проблемам: дисграфии ( нарушение письма), дислексии (нарушение чтения). Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить!

 Цель предлагаемых игровых упражнений: научить его слушать и слышать. На первом этапе потренируйтесь с ребенком выделять и называть неречевые звуки:
- "Отгадай, что звучит" ( взрослый за ширмой звучит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и предлагает ребенку отгадать, каким  предметом произведён звук)
- "Где позвонили?" (Ребёнок закрывает глаза и старается угадать, где звенит колокольчик спереди, сзади, слева или справа от него);
Второй этап- различение звуков по от тембру, силе и высоте:
- "Найди мишку" - ребёнок должен найти игрушку, ориентируясь на громкость музыкального инструмента ( например, бубен). Чем громче звучит инструмент, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.
-"Разные буквы" - взрослый пишет букву на листочке, ребёнок произносит её громко, если буква написана крупно, тихо- если мелко.
Третий этап- различение слов близких по звуковому составу.
-"Правильно-неправильно" - взрослый произносит слова: "Витамин, фитамин, виталин, митанин и т.д", ребёнок хлопает в ладоши услышав правильно названное слово"
- игры "Подбери рифму", "Доскажи словечко"
Четвертый этап- дифференциация слогов:
"Эхо" - Взрослый говорит: "Представь, что ты эхо, повтори за мной в той же последовательности" : СА-ША-СА, ША-ША-СА, ИШ-ИС-ИС и т.д.
- "Отхлопай слово" - формирование умения делить слова на слоги ("ва-та, На-та-ша, ба-буш-ка")
На последних двух этапах играем непосредственно со звуками:
- "Найди звук" - если услышишь звук, например, [у]- хлопни: " с, а, н, о, у, ы,у,а.
-"Назови первый звук" - взрослый показывает предмет и просит назвать первый звук в слове (собака- [с]). Аналогично проводится игра "Назови последний звук в слове".
-"Сложи звуки" - взрослый произносит ряд звуков, а ребенок проговаривает составленные из них слоги или слова, например: [м], [а]- ма, [н], [о], [с]- нос.
-"Зоркий глаз" - ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация родителям: Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...