Сенсорная интеграция
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Гриценко Антонина Семеновна

Сенсорная интеграция. Учебное пособие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Сенсорная интеграция:

1) Занятия на осознание собственного тела. Цель: вырабатывать произвольное (осознаваемое ребенком) ощущение и управление своим телом.

Упражнение 1

Ребенок и взрослый на полу. Взрослый наваливается на ногу ребенка и отпускает. Упражнение выполняется в рамках игры, веселой, эмоциональной «возни», борьбы. Задача, чтобы ребенок, оставаясь спокойным, высвобождал свою ногу, только ногу, а не освобождался все телом. Ребенок должен осознать, что давление производится именно на определенную ногу.

Упражнение 2

Разгибаем и переразгибаем ноги. Без болевых ощущений!!! Упражнение эмоционально заряжено.

Упражнение 3

Потолкаться: взрослый своей ладонью давит на ладошку ребенка или его ступню так, чтобы ребенок стал отталкивать. Задача: получить моторный ответ на воздействие.

Все упражнения выполнять в виде игры, веселой борьбы. Выполнять минимум 30 минут в день.

2) Упражнения на развитие равновесия.

- Ходить по лесенке (подниматься-спускаться) без опоры на стенку или перила. Лучше придерживать ребенка за плечи и немного давить вниз, так, чтобы ребенок смог почувствовать собственное тело.

- упражнения на гимнастическом мяче (диаметр 90 см).

1. Качаем ребенка сидя, отклоняем ребенка в сторону, делаем паузу и ждем, когда ребенок даст моторную реакцию (попытается восстановить равновесие и поднять свое тело)

Когда у ребенка начнет получаться восстанавливать равновесие на мяче, можно увеличивать темп. Важно, чтобы упражнение ребенком выполнялось не пассивно, а чтобы ребенок был включен. Для этого - эмоциональная связь, контакт глаз, песенки, потешки, стишки.

2. Ребенок лежит на мяче, взрослый страхует, но не держит ребенка. Отклоняем немного мяч в сторону, а ребенок должен руки и ноги отклонить в другую противоположную сторону.

- катание ребенка на доске на колесиках. Ребенок стоит, взрослый катит доску. Задача: ребенок удерживает баланс. Мы вырабатываем не цепкость, а равновесие,

т.е. ребенок не цепляется руками и не размахивает ими. Важно, чтобы он балансировал телом!!! Можно что-то небольшое дать ребенку в руки: мячик, палочку, игрушку. Главное терпение! Не бойтесь экспериментировать!

- ходьба по бордюрчикам, поребрикам, узким трубам и дощечкам.

3) При играх с сыпучими материалами (песок, крупа) сыпать на руки от ладошек к корпусу, сыпать на ноги от ступней вверх.

4) Кататься на горках, карабкаться по вертикальным и наклонным плоскостям, лесенкам.

5) Прыгать сверху от куда-то. Так ребенок под воздействием силы гравитации сможет почувствовать свое тело, его вес.

Эмоциональное развитие:

1) Всевозможные игры с домиком

        В пространстве для игры определить 2 зоны: одно место, где мы щекочем, щипаем ребенка и другое место — куда он убегает, спасаясь, здесь мы ребенка не трогаем и он может отдохнуть. Мы не столько физически воздействуем на ребенка, сколько интонацией создаем угрозу, что «Ща-а-а-а- а-асссссс ка-а-ааак пощекочууууу~» Интонация на контрасте. Задача: обозначить эмоцию «страшно-нестрашно», обозначить ощущения «напрягся - расслабился»

2) Игры в темной комнате

       В темной комнате мы «боимся», а выбегая на свет не боимся. Эмоция: «страшно-нестрашно», ощущения «напрягся-расслабился».

Игры с тактильными стимулами

      Разные поверхности, крупы, вода, песок, ткани, поглаживания приятными движениями по всему телу. Играть с приятными стимулами.

Размазывать пластилин по разным поверхностям (по картонке, по дощечке), потом оставлять следы на размазанной поверхности (вилкой, карандашом, отпечатывать плоские игрушки)

Играйте с тестом для лепки (стакан муки, полстакана соли, добавить воду и пищевые красители)

Приносите смысл в тактильные игры: «выпечка булочек» (крутить и «месить» ребенка по полу), «мойка машин» («мойка, сушка, полирование, техосмотр»), «рубим капусту»,

бой подушками,

— заматывать ребенка в туалетную бумагу (ребенок потом рвет ее, освобождаясь),

— запутывать ножки чем-нибудь — ребенок пытается освободиться, pacnymamь веревку.

Не просто кружиться, а «самолет» летит — под стишок «самолет летит, самолет гудит, у-у-у-у, я лечу в Москву», «самолет построим сами, понесемся над лесами, понесемся над лесами, а потом вернемся к маме» папа, например, кружит и в конце стишка приносит ребенка к маме)

Двигательные игры, подвижные игры.

- Ходить по узкой доске или скамейке, по стульчикам, построенным в ряд, проползать через трубу, под стульчиками, под столом, составляйте дорожки из крупных кубиков, цветочных горшков, тазиков, плиток, ковриков, банок из-под краски, учить ребенка ходить по ним.

- Забираться в коробки, шкафы, кувыркаться на подушках, делать «бутерброд» (зажимать между подушками)

- Очень полезны игры с мячом: бить ногой, забивать голы,

- Игра в прятки (лучше играть втроем, прятаться вместе с ребенком, или искать вместе с ребенком)

       Играйте с обручами, крупными кольцами (ловить ими ребенка, надевать их на него, а ребенок стаскивает их с себя)

       Во время игры объясняйте ребенку, ГДЕ ОН НАХОДИТСЯ И ЧТО ОН ДЕЛАЕТ, используя пространственные предлоги («на горке, под креслом, через обруч»)

- Играйте в игры, помогающие развивать ощущения собственного тела (ребенок становится маленьким, как мышка, большим, как слон, можно ходить по-разному)

      Игры на мяче, луне, валике, доске с колесиками, кататься в коробке (большая коробка привязана к веревке), в одеяле по полу, в бочке, кататься на спине у папы (как на лошадке), качаться в одеяле.

       Поиск отсутствующих в поле зрения предметов. (Прячем под платочек значимый предмет, или где-нибудь в комнате и вместе пытаетесь найти)

Игры с прищепками, клейкой лентой

      Утяжелители: можно надевать тяжелый рюкзачок, помогать нести сумки, вместе нести ведерко с водой, таз с песком или водой.

Суставные ощущения (тянем «репку», месим «тесто», качаем за руки-за ноги)

Игры на подражание:

       Можно вызывать подражание через действия с предметами, красками, пластилином. Обязательно комментируйте: например, размазывайте пластилин, закрашивайте игрушки большими кистям, оставляйте отпечатки ладонями, переливайте воду из одного сосуда в другой, гремите крышками от кастрюль и т.п.

      Подражание можно вызвать только в играх, эмоционально значимых для ребенка (дельфин так плывет, сделаем дельфина из пластилина, закрасим дельфина, можно обыгрывать божью коровку и т.n.)

      Рассказывание сказок - историй на теле - игровой массаж: какая-нибудь история про дельфина (дельфин плывет по спинке, подмышкой у него домик — там спит, например. Сначала, плывет медленно, потом начинает играть— прыгать — характер ваших движений меняется, «Рельсы-рельсы, шпалы- шпалы...» и т.п. — (вспомните Ваше детство).

       Уменьшаем зрительный контроль: дельфин сначала «плывет» по животику, по шейке, по ручкам, по ножкам, по спинке (необходим Ваш комментарий)

      Осваивается процедура одевания: начинаем с тапочек (т.е. с того, что поддается зрительному контролю), носков, штанов, и только потом предлагаем, футболки, кофты.

       Выведение движения на максимально произвольный уровень: преграды, препятствия, ребенок выбирается из неудобных поз, можно, играя, зажимать его между ногами, проползаем под столом, в трубу, переступаем через палочки, игра в паутинку (в комнате в разных направлениях натянуты веревки, надо пролезть под ними и не задеть их ) - т.е. различные игры с пространством.

      Рассказывайте истории про ребенка (очень простые: Жил-был мальчик… . У него были мама …. и папа ….. Однажды они пошли гулять и встретили там дельфина (божью коровку, паровозик). «а-а-а»- говорит дельфин. «Привет, - говорит ребенок, - я тебя угощу печеньем», и дал ему печенье, потом встретили машинку и покатались на ней, а потом пошли домой спать. )

Предметная игра

        Если выстраивает паровозики, можно туда сажать маленьких куколок (мама, папа, ребенок, дельфин, кит... ), маленьких зверюшек, едут по дорожке купаться, всех потом побросать в таз с водой, строить башенки и ломать их, можно сбивать мячом, пускать с горки паровозики и машинки, во что-нибудь врезаться, строить домики, машины, паровозы из стульев— забираться туда, — Ваша фантазия

Основные идеи:

        1. Развитие представлений о себе (мое тело, мои ощущения, мои чувства — я отделяюсь от них, играя с ними, контролирую)

        2. Игры с эмоциональным напряжением — найти тот уровень напряжения эмоционального (положительного и отрицательного), который не дезориентирует, не вводит в истерику и панику. Постепенно увеличивать напряжение, тем самым повышать устойчивость ребенка к «стрессу»: непредсказуемость событий, неудовлетворение его желаний, запреты и т.п.

      Игры на эмоциональное взаимодействие: любые игры с рваным ритмом — «в ямку бух!», догонялки с «нагнетанием ситуации» - Поймаю, поймаю..., «Серый волк поймает», Сейчас ка-а- а-к схвачу!!!» . Вместе чего-нибудь пугаться и вместе прятаться от страшного ( от ослика, волка, бабы — Яги и т.п.).

       Чем больше будет таких игр, тем быстрее уйдут истерики. А если Вы найдете игротерапевта, который будет играть в агрессивные игры (с контролем за сильными эмоциями), он Вам очень поможет в этом — если помощь все-таки будет профессиональной.

       Не оставляйте ребенка наедине с его фантазиями, не уходите от фантазий, а вместе их проживайте, вводите в контекст игры — это со временем поможет ему уйти от напряженных фиксаций и страхов ( это тоже задача для игротерапевта). Но Вы можете и сами рассказывать ему перед сном истории про дельфинов, осликов и т.п., рисовать все истории, играть с куклами – эмоционально - заряженными персонажами).

Рекомендуемая литература:

1 Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.», 2010 г

2 Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие», 2010 г

3 Никольская О.С., Баенская Е.Р., ЛиблингМ.М. «Аутичный ребенок. Пути помощи», 2010 r

4 Янушко Елена «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия», 2010 г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"

Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...