Мастер-класс для родителей "Круги Луллия"
материал (младшая группа)

Шерер Надежда Викторовна

Актуальность: Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ  для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие  вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.  Круги Луллия могут активно использоваться в образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" при знакомстве с окружающим миром ребенка.

 

Цель мастер - класса:

формирования представлений родителей об использовании методики «Круги Луллия» в изучении окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_krugi_lulliya_dlya_roditeley.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка»,

г. Бердск

Мастер-класс

«Знакомство с кругами Луллия»

(для родителей детей второй младшей группы)

Подготовила:

воспитатель I кв.кат.

Шерер Надежда Викторовна

2020 г.

Актуальность: Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ  для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие  вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.  Круги Луллия могут активно использоваться в образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" при знакомстве с окружающим миром ребенка.

Цель мастер - класса: 

Продолжение формирования представлений родителей об использовании методики «Круги Луллия» в изучении окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста

Задачи мастер - класса: 

1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.

2. Организовать групповую работу с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия.

3. Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его эффективности.

Средства: презентация, круги Луллия, карточки с заданиями.

Форма работы: практическая

Ход мастер-класса

1 слайд

Есть много методик, помогающих познакомить ребенка с окружающим миром. Сегодня я продолжу знакомить вас, уважаемые родители, с игровым методом – Круги Луллия.

2 слайд

Теоретическая часть.

Я напомню вам, кто эти круги придумал и для чего.

Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять её даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

3 слайд

Круги Луллия – это средство многофункционального характера, для воспитания и развития детей по всем образовательным областям. С помощью этой игры стало возможно обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребёнка и его познавательных интересов.

4 слайд

На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так же они используются для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.

5 слайд

Круги Луллия бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальное пособие бывает закрытого типа и по типу пирамидки.

6 слайд

Горизонтальные круги Луллия закрытого типа состоят из основания и двух кругов, свободно вращающихся на стержнях. Сверху круги закрывают крышкой с окошками. Парные круги разделены на сектора с картинками. Для младших дошкольников используются круги  с четырьмя или шестью секторами.

7 слайд

Конструкция горизонтального пособия по типу пирамидки тоже очень проста: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Для работы с детьми 3-4 лет целесообразно использовать только два круга разного диаметра с 4-6 секторами на каждом.

8 слайд

Технология работы с кругами заключается в том, чтобы ребёнок раскручивая круги, объяснял сочетания картинок, которые попадают под стрелкой. Такое задание мы с вами выполняли год назад.

9 слайд

Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:

  • На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний
  • На развитие воображения, фантазии и творчества.

10 слайд

Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:

1-й тип: «Найди реальное сочетание»

 Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: Солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.

2-й тип; «Объясни необычное сочетание»

При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например: Солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»

В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.

4-й тип: «Реши проблемы»

В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

11 слайд

Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

12 слайд

Сегодня мы с вами попробуем выполнить задания, которые будут способствовать вашему ребенку в ознакомлении его с окружающим миром, развивать познавательную активность, Развивать творчество, воображение и многое другое

Для работы с кругами Луллия мной были изготовлены разнообразные игры, которые я представлю вам сегодня.

13 слайд

Игры помогают мне решать такие задачи;

  • упражнять в количестве предметов (много - мало);
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
  • закреплять умение различать цвета;
  • умение соотносить предмет и цвет;
  • закреплять умение различать и называть пространственные отношения: справа – слева
  • развивать пространственное мышление

Например: «Развиваем пространственное мышление», «Реши пример», «На что похожа фигура» и другие, которые я вам покажу попозже.

14 слайд

Игры на ознакомление детей с окружающим миром, помогают мне решать такие задачи, как:

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальное развитие через формирование целостной картины мира
  • расширять кругозор детей

Например: «Собери растение», «Чей хвост», остальные тоже покажу попозже.

А как вы думаете можно ли использовать круги Луллия в экспериментальной и исследовательской деятельности?  Если да, то как это сделать?

15 слайд

Конечно можно. Например: на один круг кладутся картинки с изображением различных материалов (камень, ткань, железо, вата и т.д), а на второй картинки с условными обозначениями свойств материалов ( мокнет, тонет, твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий и т.д). под стрелочкой выбирается какой-то материал и к нему подбираются свойства, и сразу же проверяется на опыте.

А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть с кругами Луллия, посмотреть поближе, как это всё происходит в игре. Вам надо разделиться на две группы.

Первая группа играет в игру «Чей след, чем питается», вторая – «Что у нас в домике?».

Теперь я предлагаю вам самим попробовать придумать игру с кругами Луллия на ознакомление детей с окружающим миром, попробовать проиграть на них все четыре типа игры, и представить нам эти игры.

А сейчас я представлю игры, которые я взяла сегодня для вас. (перечисляю)

Я постаралась кратко представить основные положения организации игр с кругами Луллия. На практике можно использовать все 4 этапа или включать отдельные этапы в игру.

16 слайд

Метод кругов Луллия, как и многие другие инновационные технологии и методические приёмы, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!

Практическая часть

Оборудование: образцы кругов Луллия, разной сложности.

Форма работы: групповая деятельность участников мастер-класса.

Техника: игровые приемы.

Время работы: 20  - 30 минут.

Цель: Познакомить с использованием кругов Луллия. Конечный продукт совместной деятельности: игры с кругами.

Ход. 1.Участникам мастер-класса рассказываю и показываю, как изготовить круги (принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона круги разбивают на нужное количество секторов, серединка протыкается шилом. Круги нанизываются на стержень (например, шуруп), сверху крепится стрелка или контур по величине сектора, затем 2 круга (между кругами нанизываются небольшие прокладки), затем прикрепляется основание, на котором будут стоять круги (коробочка из под плавленого сыра). На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме. Очень удобно использовать старые виниловые пластинки разных размеров.

Объясняю  где можно использовать круги Луллия  - Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги, которые очень широко – в познавательной деятельности, развитию речи, математике, рисованию, художественному творчеству.

(СОВЕТ: если круги обтянуть фланелью или приклеить липучку, то можно использовать только одно пособие – просто менять картинки в соответствие с заданием)

2. Проблемная ситуация.

 - Как вы думаете, какая цель нашего занятия? Сегодня в группах вы должны придумать историю, опираясь на картинки в кругах Луллия.

3. Объединение по группам.

- Сегодня мы уже будем использовать 4 типа заданий. - Предлагаю вам вытянуть листочки с заданиями и объединиться в группы. В соответствии с заданиями выбираются круги Луллия

4. Инструктаж о последовательности работы в группе.

 - Перед началом работы давайте повторим этапы совместной работы в группе.

- При решении задач в играх вы должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные предложения детей

 Этапы совместной работы.

4.1. Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

4.2. Выбрать старшего. Представитель группы рассказывает историю, которую придумала группа;

5. Самостоятельная работа групп.

- Работая сообща, дружно можно создать необыкновенную историю.

6. Рефлексия. Презентация работы с кругами Луллия и необыкновенной истории.

Вывод: В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободны в своих высказываниях и решать проблемы самостоятельно.

Рефлексия мастер – класса. Предлагаю ответить на вопросы.

- Что интересного вы возьмете для работы с детьми?

 - Считаете ли вы, что технология соответствует современным требованиям в работе с детьми дошкольного возраста?

Список рекомендованной литературы:

1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.- М.: Форум,2009.- 144с.

2. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – М.: АРКТИ, 2011.

3. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: метод. пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение , 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Круги Луллия"

В современной  педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для  детей раннего возраста. Умение классифицировать – одна из составляющих творчески...

Мастер - класс "Кольца Луллия"(ТРИЗ)

Кольца Луллия прочно заняли свое место в педагогике и в наше время. Они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу....

Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"

Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"...

МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...

Мастер-класс по изготовлению Круга Луллия

Данное пособие можно изготовить самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию. Для изготовления вам потребуется: лист фанеры картона или плотной бумаги, шпилька с резьбой, шайбы, гайк...

Мастер-класс для педагогов. "Круги Луллия"

Формировать представление педагогов об использовании методики "Круги Луллия"в работе по развитию активного словаря дошкольников....