Экологическое воспитание старших дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Клева Елена Владимировна

Консультация может быть полезна педагогам и родителям, которые понимают важность формирования целостной личности ребенка, в том числе в осознанно-гуманном отношении к природе и окружающему миру в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 28 п. Разумное»

Консультация на тему:

«Экологическое воспитание старших дошкольников»

Подготовил:

воспитатель подг. «А» гр.

Клева Е. В.

Разумное, 2018-2919 уч. г.

Экологическое воспитание старших дошкольников

Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно, в течение многих лет жизни человека. В основу экологического воспитания должен быть положен экологический подход, опирающийся на идеи и законы экологии.

Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи:

-формировать элементарные экологические знания и представления;

-развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;

-воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;

-содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.

Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.

Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.

На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.

Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).

Воспитатель: Сейчас я предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Предлагаю вам провести игру и узнать, насколько вы компетентны в сфере экологии.

Вопросы к деловой игре: «Знатоки экологии»

1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)

2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)

3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)

4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)

5. Где у кузнечика уши? (на ногах)

6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)

8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)

11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)

12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)

14. Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)

15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)

17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?»

18. Кто кукует у кукушки? (самец)

19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)

20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

21. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)

25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)

26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (Снежинки)

Воспитатель: Уважаемые родители, вы знаете, что дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголки природы, на территории детского сада - небольшой огороды, цветники.

В уголке природы группы имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.

Воспитатель: Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условиях детского сада. И так, я приглашаю Вас в «научную лабораторию», где мы с вами проведем опыты. В своей работе мы уделяем всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”

Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной. Итак, первый опыт:

«Лимон надувает воздушный шар».

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Опыт «Как вытолкнуть воду?»

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед вами задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). (Если родители затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.)

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт «Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель: Вот такие интересные эксперименты Вы можете проводить с детьми дома. А сейчас я вам предлагаю обсудить некоторые педагогические ситуации.

1. Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.

- Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Олег.

- Давай, - с интересом ответила Аня.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.

Увидев, чем заняты дети, мама побежала к ним, забрала палку и сказала:

- Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что…

Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?

2. На день рождения Маше подарили щенка. Наконец – то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котёночка. И вот теперь у неё новый друг, щенок по кличке «Черныш». Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад, катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала маме: «Больной собачке не место в доме, пусть живёт на улице».

Вопрос: Правильно ли поступила девочка?

3. Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь? – спросила проходившая мимо старушка.

- Пчёл прогоняю, они цветы жалят, - ответил Вова.

Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что – то рассказала ему. После этого мальчик выбросил прутик и, удивлённо пожав плечами, сказал:

- А я и не знал об этом!

Вопрос: Что рассказала Вове старушка?

Воспитатель: Дорогие и уважаемые, родители! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в наших играх и опытах, обсудили ситуации, которые так важны. Наша задача: обогащать и расширять знания детей. Давайте, будем вместе стремиться к тому, чтобы дети ещё больше любили родную природу, проявляли больший интерес к ней, оберегали её. Для формирования экологической культуры поведения необходимо давать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Взрослым важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как огромного дома, в котором мы все живём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....