"Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников"
консультация

Панкова Ирина Геннадиевна

"Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для родителей

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир.  

Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.  Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • Знание собственных эмоций
  • Умение распознать своё настроение
  • Ориентироваться в своих чувствах
  • Управлять своими  эмоциями
  • Преодолевать негативные эмоции
  • Способность мотивировать себя
  • Не поддаваться чужому негативному влиянию
  • Понимать и сопереживать чувствам других людей       

И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании (компьютеризация, дистанционное обучение проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.  

Поэтому перед нами стоит цель: 

- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

Что входит в программу развития эмоционального интеллекта?

Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из трех блоков.

Первый блок - «Азбука эмоций» направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению.

Второй блок - «Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия» направлен на формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими.

Третий блок - «Хозяин своих чувств» направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы:

  • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
  •  Обучающие беседы, рассказ воспитателя.
  • Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.  
  • Игровые обучающие ситуациидискуссиирешение ситуативных задач.
  • Арт-терапия – представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).
  • Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).
  • Психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).
  • Посещение комнаты психологической разгрузки.
  • Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)
  • Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).
  • Накоплению эмоционального опыта,  пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведенийдидактические и творческие игры.

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело»

 - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу

 - считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению.

 Как же родителям помочь детям обрести гармонию и научиться работать с эмоциями?

  • Доверие ребенка надо ценить. Очень важно сохранить доверительные отношения с ребенком. Для этого родители должны быть рядом с ним «и в горе, и в радости». Не обесценивайте его слёзы, страхи. Эмоции ребёнка поглощают всё его существо, поэтому следует принять его эмоции, как и его самого.
  • Не наказывайте ребёнка за его негативные эмоции гнева, злости, обиды… Эмоциональный интеллект вырастет в том случае, когда ребёнок научиться распознавать свои негативные эмоции и справляться с ними.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком о его чувствах и эмоциях: спрашивайте про его настроение во время игры, прогулки, перед сном и т.д.
  • Отражайте чувства ребёнка – проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Например, « Я вижу, ты очень расстроен?..»

Семь книг, которые помогут развить эмоциональный интеллект ребёнка:

  1. Джон Готтман, Джоан Деклер. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей.
  2. Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ
  3. Мартин Селигман. Ребёнок оптимист.
  4. Марти Лэйни. Мой ребёнок – интроверт.
  5. Томас Армстронг. Ты можешь больше, чем ты думаешь.
  6. Дана Саскинд. Тридцать миллионов слов.
  7. Эмбер и Энди Анковски. Что у него в голове?

​Консультация подготовлена с помощью интернет ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...

«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»

Доклад «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»...

Лепбук «В мире эмоций» - приемы развития эмоционального интеллекта у дошкольников старшего возраста.

Данное пособие предназначено для развития эмоциональной сферы воспитанников, способность определять и называть свои эмоции и эмоции другого человека, определять возможные причины такого эмоционального...

«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...

«Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников».

Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности ребенка, повышению уровня тревожности, ...