Семинар-практикум для родителей «Семейная академия для маленьких умников»
материал

Дутова Светлана Анатольевна

Семинар-практикум для родителей по развитию умственных способностей старших дошкольников, как компонента готовности к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx75.43 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»

Семинар для родителей

«Семейная академия для маленьких умников»

г. Бородино

2021 г.

Целевая аудитория: родители воспитанников старшего дошкольного возраста.

Актуальность (проблема): Большинство родителей детей 5,5-6,5 лет озабочены вопросами подготовки ребенка к школе. При этом многие родители понимают под готовностью к школьному обучению умения писать, читать и считать. Часто мамы и папы записывают своих детей на «подготовительные» занятия в различные «развивающие» студии, кружки и т.д., тем самым создают дополнительную нагрузку, ставя под угрозу физическое и психическое здоровье своего ребенка.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах умственного развития старших дошкольников.

Задачи: 

1. Содействовать формированию осмысленного отношения родителей к развитию умственных способностей детей, как элементу готовности к школьному обучению.

2. Познакомить родителей с содержанием понятия «умственные способности» и особенностями их развития в старшем дошкольном возрасте.

3. Вооружить родителей практическими приемами развития умственных способностей, учитывающими физиологические и психологические особенности детей.

Структура проведения семинара:

1. Организационный этап – активизация деятельности.

2. Подготовительный этап – погружение в тему семинара.

3. Основной этап – практическая деятельность.

4. Итоговый этап – подведение итогов, обратная связь.

Ход семинара:

1. Приветствие – упражнение «Круг приветствия»: Участники встают в круг. По очереди каждый участник делает полшага в середину, произносит любое приветственное слово / фразу, показывает какое-нибудь движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается на прежнее место. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, мимику, и так далее до последнего участника.

(Упражнение способствует сплочению и раскрепощению участников семинара, а также развивает внимание, эмоциональный интеллект).

Участники садятся на стулья, полукругом, лицом к экрану.

Ведущий предлагает посмотреть на экран, где представлены несколько задач, и решить их. (Рисунок 1)

(Все задачи являются реальными, взятыми из учебников / задачников для детей 7 лет.)

Рисунок 1.

Ведущий подводит родителей к пониманию того, что для поиска решения задачи необходимо не просто выполнить элементарные операции сложения, вычитания и др., в первую очередь, необходимо уметь работать с информацией (выделять значимую, отделять ненужную), размышлять.

Ведущий предлагает найти решение для следующей ситуации, представленной на экране. (Рисунок 2)

Рисунок 2.

Ведущий подводит родителей к пониманию того, что для поиска решений часто необходимо как владение определенными знаниями (как, например, в данном случае - о свойствах различных материалов), так и умение применять имеющиеся знания в различных жизненных ситуациях, меняющихся условиях.

2. Ведущий: Умение решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею – это есть умственная способность организма.

Умственные способности проявляются и в учебной, и в исследовательской, и в трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание и др.

(На экране - 

Сегодня в век информационных технологий легко найти множество различных заданий и упражнений на развитие, например, внимания, памяти, воображения и т.д. Все они, безусловно, способствуют развитию ребенка. Однако, развивая ребенка, мы не должны забывать о его здоровье: физическом и психологическом. И поэтому важно не перегрузить ребенка, свести к минимуму «сидение» за столом (за партой) и  использовать те средства, которые наиболее соответствуют физиологическим и психологическим особенностям ребенка старшего дошкольного возраста. Мы все знаем, что естественной формой для дошкольника является игра.

Сегодня я хочу представить вам некоторые игровые задания, упражнения, которые не требуют особых усилий со стороны взрослых и при этом в естественных условиях (по дороге домой / в детский сад, на прогулке)  развивают умственные способности детей.

3. Родители делятся на 2 команды.

Первое задание – придумать название команды: каждой команде предлагается набор слов (1 команда – храбрый, звонкий, веселый; 2 команда – светлый, умный, надежный). Слово – ассоциация, которое возникает по отношению к этим словам и будет названием команды.

Игровое упражнение «Удивительное – рядом»: Найдите вокруг себя и назовите что-нибудь необычное (каждая команда называет поочередно).

С детьми можно играть, гуляя по городу и называя то, что увидите по дороге: дерево с кривым стволом, голубя с белыми пятнами, странное пятно на асфальте или облако в виде жирафа…Кто больше интересного заметит – вы или ребенок?

Игра развивает наблюдательность и восприятие, стимулирует творческое мышление.

Игровое упражнение «Найди отличие»: перед командами две куклы (или две машины, или др.). Команды поочередно называют по одному отличию (формулируя ответ полным предложением).

Гуляя с ребенком, поищите разницу между двумя предметами. Сравните, например, две машины или двух собак. Кто обнаружит больше отличий? Задание посложнее – отыскать наоборот, сходство. Что общего у вороны и у кошки? (Ответы: оба они хищники, у каждого два глаза, когти, хвост. Здорово, если удастся придумать что – то смешное. Например, они разговаривают, похоже: кошка – «мур»!, а ворона – «карр!».)

 Вы удивитесь, но такая незамысловатая игра развивает наблюдательность и мышление, расширяет представление об окружающем мире.

Игровое упражнение «Удивительное – рядом»:

Смотри в оба.

Считаем ворон. Предложите малышу по дороге сосчитать что – либо: скамейки, собак, велосипедистов и т.п. Кроме счетных навыков будут развиваться наблюдательность, внимание, память (надо все время держать в уме предыдущую цифру). Дошколятам можно усложнить задачу – вести учет сразу несколько предметов, например березок и елок или собак и ворон. Это замечательный способ тренировки объема памяти, измеряйте шагами расстояние, например, между подъездом и скамейкой, качелями и песочницей. Потренируйтесь в обратном счете: идете от клумбы к елочке – считаете «один – два – три – четыре –пять», обратно – «пять – четыре – три –два –один»

Цвет и форма.

По очереди называйте предметы определенного цвета или формы, те, что видите вокруг. Например, зеленая елка, зеленая машина, зеленое платье у девочки. Или треугольные крыша, качели, горка. Можно также отыскивать предметы, похожие на буквы. Горка – как Л, качели – П, карусель – О…Закрепляются необходимые знания, тренируются внимание и наблюдательность.

Вилами на воде.

Мелкую моторику для письма развивают, рисуя мелом на асфальте, палочкой на песке и даже на воде, а так же прямо в воздухе. В двух последних случаях может родиться интересная игра. Малыш нарисует в воздухе букву или один предмет, а вы отгадайте, что это. Потом поменяйтесь ролями. Так между делом, ребенок тренирует зрительное восприятие.

Где были и что делали?

Вернувшись, попросите детей рассказать домашним о том, что интересного видели, кого встретили…

Венгер Л.А.: «Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

Семинар - практикум для педагогов "Охрана прав и достоинств маленького ребенка"

1 часть семинара (теоретическая): Международные документы и документы РФ о защите прав ребенка; о жестоком обращении с детьми; право на защиту и помощь.2 часть (практическая): викторины; игры; разгады...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум для педагогов «Технология А.И.Савенкова «Маленький исследователь»

Семинар - практикум «Технология А.И.Савенкова«Маленький исследователь»,как эффективный метод реализациисистемно-деятельностного подхода»...

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....

Клуб родителей "Семейная академия"

Клуб родителей "Семейная академия" призван создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноенного воспитательного процесса....