"Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ"
статья (старшая группа)

Нужная Анна Николаевна

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста приведены примеры кинезеологических упражнений. Объясняется значение "Кинезеологические упражнения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Учитель-логопед Нужная А.Н.

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.

Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.G:\img5.jpg

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным перекрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается, сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезеологические упражнения.

Кинезиологические упражнения активизируют межполушарное взаимодействие, синхронизируют работу головного мозга. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя - бы по 5-10 минут.

Нейропсихологическая коррекция детей включает в себя:

*Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Любое отклонение от оптимального тонуса негативно сказывается на развитии ребенка. У ребенка с гипотонусом наблюдается эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий, замедленное переключение нервных процессов. Гиперактивные дети не умеют расслабляться. Все реакции на внешние стимулы быстро возникают и быстро угасают. Поэтому очень важно научить такого ребенка регулировать силу мышечного тонуса.

*Дыхательные упражнения развивают самоконтроль над своим поведением, улучшают ритмирование организма. Особенно полезны они для детей с синдромом дефицитом внимания и гиперактивности.  

правой ноздрей. Закрывая пальцем ноздрю. Дыхание глубокое, медленное.

*Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

*При выполнении перекрестных телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Ребенку с ОВЗ для закрепления мысли необходимо движение.

*Упражнения на развитие мелкой моторики развивает межполушарное взаимодействие, стимулируют речевые зоны головного мозга.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры. Задача взрослых - следить за правильностью выполнения упражнений

*Массаж воздействует на биологически активные точки

*упражнения на релаксацию, 

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Методы релаксации и медитации показаны не только взрослым, они полезны и детям. Умение расслабиться поможет детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.

Пример упражнений для развития межполушарного взаимодействия

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.  

Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Мастер-класс "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через кинезиологические упражнения"

Информация о пользе кинезиологических упражнений для умственного развития ребенка с точки зрения науки о развитии головного мозга . Даны описания некоторых упражнений....

Нейропсихолгичкские приемы развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В материале представлены комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей....

Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...

Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста как основа интеллектуального развития»

мастер - класс,  цель которого состоит в том, чтобы раскрытить суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию на использование кинези...