Доклад «Психологическая готовность к школе»
материал (подготовительная группа)

Психологическая готовность к школьному обучению  — комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов — мышления, восприятия, памяти, воображения), личностная (определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения), коммуникативная (определенный уровень развития уме­ний и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Психологическая готовность к школе»

Воспитатель МБ ДОУ Детский сад №3 «Сказка» Орлова И.А.  г. Котовск  Тамбовская область

Психологическая готовность к школьному обучению  — комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов — мышления, восприятия, памяти, воображения), личностная (определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения), коммуникативная (определенный уровень развития умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми).

Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители — первые и самые важные его воспитатели.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е., на языке психологии, — мотивация к обучению.

У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

И, пожалуй, самое главное — у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Не только слабое интеллектуальное развитие ребенка может затруднить процесс обучения в школе, но и, как это ни странно, очень хорошее развитие, и даже одаренность, ребенка могут вызывать значительные трудности, прежде всего относящиеся к области социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поэтому в книге отводится место и такой проблеме, как одаренность ребенка.

При подготовке ребенка к школе важно сформировать у него не только потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, но и способность к волевым усилиям, социальную зрелость. Успешно учиться в школе он сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания требованиям школьной жизни, адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.

Практика показывает, что нежелание учиться в основном возникает в следующих случаях.

• Ребенок представлял себе школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. Столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него возникает резко отрицательное отношение к школе.

• Школьная жизнь требует от ребенка постоянных усилий, а он не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него возникает активное противодействие, формируется установка на "отказ от усилия".

• Дома сформировали страх перед школой ("Вот пойдешь в школу, там тебе покажут").

• Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу.

В сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача приводит к ощущению своей неполноценности, удача вызывает слишком бурную радость. Поглощенные переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, они невнимательны, у них ослабевает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребенок может показаться недостаточно развитым, неспособным, особенно в стрессовой ситуации: на вступительном собеседовании, при тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски.

Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным "шустрикам", неторопливым "мямликам", застенчивым, нелюдимым детям и юным "агрессорам". Они требуют особого внимания и при подготовке к школе, и в процессе обучения. Такие дети вряд ли смогут в первом классе сами готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей.

Дети с органическими и функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами (заикание, энурез, страхи, навязчивые состояния) постоянно должны находиться под наблюдением медиков и психологов. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по программам повышенной сложности. Если же малыша, еще не готового психологически к обучению, родители все-таки отдают в школу, то необходимо сделать все возможное для обеспечения щадящего режима (малочисленный класс, индивидуальный подход, полноценный отдых). Независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт.

Уже к 6-6,5 годам можно научить ребенка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приемами "самоуспокоения" (например, уговаривать самого себя: "Все хорошо, все сейчас пройдет, я успокоюсь, все получится..."), при этом важно избегать формулировок с частицей "не", например: "Не надо плакать". Нужно научить ребенка простейшим дыхательным упражнениям (10 глубоких вдохов и выдохов), технике "Отстранение" (представить, что все неприятности отгораживаются толстым стеклом, текучей водой).

У каждого ребенка есть свой срок достижения цели. Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремление познавать мир.

Скоро в школу. Дорогие мамы и папы, помните, что вашему малышу нужно ваше внимание и поддержка!

Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и, притягательное, но пока еще неопределенное. Вот стоят они на торжественной линейке первого сентября, нарядные, взволнованные, уверенные или испуганные, гордые собой или несчастные от чувства одиночества, ищут глазами родителей, надеясь на их поддержку.

Как сложится их школьная жизнь? Готовы ли они к новой роли - учеников и одноклассников?

Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил; он слушает (слушается) учителя, поднимает руку и получает отметки. Причем "отметка" и "пятерка" для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе.

В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий.

Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность (при выполнении знакомых действий: обслуживание, труд, рисование и т.д.), осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развитая мелкая моторика рук.

Но полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. "Недоигранность" является серьезной проблемой в жизни           6-7-летних детей. Огромный поток информации, в том числе негативного характера, с которым нервная система ребенка не в состоянии справиться, ведет к росту числа таких заболеваний, как нарушение остроты зрения, хронический тонзиллит, сколиоз, "вялая осанка" (причиной которой, наряду с недостатком кальция в организме, медики называют низкую двигательную активность). Он становится либо раздражительным, возбужденным, либо пассивным, плаксивым. Часто ко времени поступления в школу ребенок превращается в маленького старичка, который считает, что все знает, все умеет, и он уже устал учиться, не хочет играть и общаться с детьми на переменах.

Для успешного вхождения в школьную жизнь, для овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает "мир вещей" (познавательную и предметную практическую деятельность) и "мир людей" (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.

Здоровый ребенок, у которого есть желание учиться, который готов к сотрудничеству со сверстниками и учителями, - это самый успешный первоклассник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Доклад: "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе"

Данный материал содержит пояснительную записку, отражающую актуальность данной проблемы, а также основные формы работы используемые в детском саду по работе с данной проблемой...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

В статье представлены психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе...