Формирование памяти у ребенка
консультация

Романова Ирина Петровна

Наличие у ребенка дошкольного возраста хорошей памяти фактически является залогом его успешного обучения в школе. Начинать развивать память ребенка необходимо с раннего детства. Но как натренировать память малыша? Конечно, с помощью игры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kak_razvit_pamyat.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья        Развивайте память своего малыша             

 

Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени. Именно с ее помощью малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти вы научите детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр

 Развивать память и внимание у ребенка лучше с дошкольного возраста. Здесь важно руководствоваться простыми принципами. Занятия должны быть регулярными, систематическими, в тренировки памяти надо включать повторяющиеся и новые упражнения. Рекомендуемая продолжительность непрерывных занятий – 10-15 минут.

Наличие у ребенка дошкольного возраста хорошей памяти фактически является залогом его успешного обучения в школе. Начинать развивать память ребенка необходимо с раннего детства. Но как натренировать память малыша? Конечно, с помощью игры

Виды памяти и их особенности

Физиологически различают два вида памяти: произвольная и непроизвольная.  По тому, каким анализатором человек воспринимает и запоминает информацию об окружающем мире, память делится на слуховую, зрительную, тактильную (запоминание с помощью прикосновений), эмоциональную и вербально-логическую (запоминание речи и понимание смысла сказанного). Все эти процессы тесно связаны между собой.  

У детей дошкольного возраста память только формируется. Все малыши обладают врожденной способностью к запоминанию и непроизвольной памятью, которая носит кратковременный характер, а вот над формированием произвольного запоминания можно и нужно поработать. Именно хорошая память в дальнейшем способствует гармоничному развитию личности ребенка

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ

В современной науке принято выделять некоторые классы памяти в группы:

  • Вид психической активности подразумевает память через образы. К ней относятся воспоминания посредством сенсорных систем организма, например, через зрение, вкус, слух, обоняние, тактильные ощущения. Также к этому виду относятся эмоциональная и двигательная память.
  • Разница в осознанности. Память делится на неосознанную, которая появляется скрытно, и осознанную, в ходе которой человек пытается припомнить знания, почерпнутые ранее.
  • Продолжительность запечатления образов. К этому классу относят:

- Мгновенную – несколько секунд удержания образа информации;

- Кратковременную – 20-30 секунд с запоминанием 4-8 элементов информации;

- Оперативную. Сохраняет информацию до конца текущего действия;

- Долговременную. Составляет основу получения знаний на долгие  года, она рассчитана на использование, которое предполагает множество восстановленных в памяти образов.

РОЛЬ ПАМЯТИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Одна из базисных задач в обучении – это усвоение знаний, которыми ребёнок может легко пользоваться. Когда что-то запоминается, то уже не вызывает сложностей в воспроизведении. Знания, которые остаются в памяти, создают пласт, который готов к получению новой информации, и этот процесс бесконечен. Без этой особенности для всего человечества доставляло бы трудность делать даже самые обыденные и простые действия

Особенности

Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному

ФОРМИРОВАНИЕ ПАМЯТИ У РЕБЁНКА

У детей до 3 лет память непроизвольна. Они запоминают яркие события, образы, повторяют за взрослыми фразы и выражения, особо не задумываясь об их необходимости. Позже, в 4-5 лет, создаётся произвольная память, сыну или дочери необходимо запоминать условия игр, небольших поручений, развивающих занятий. Однако он, скорее всего, не сможет запомнить вне игры какую-либо последовательность слов.

Игры для развития памяти у ребенка

Основное занятие дошкольника – игра. Именно с помощью игровых занятий можно развивать память ребенка. Для тренировки слуховой памяти отлично подойдет игра «Что как звучит». Используйте любые подручные предметы, издающие шум и различные звуки. Послушайте вместе с малышом, как звучит тот или иной предмет. Затем предложите ребенку закрыть глаза и определить, какой предмет вы используете.

Развивать зрительную память ребенка можно с помощью игры «Чего не стало». Игра универсальная, подходит для детей от трех до шести лет. Возьмите любимые детские игрушки и расставьте их перед ребенком. Пусть он запомнит их расположение. Затем предложите малышу закрыть глаза и уберите одну или несколько игрушек. Открыв глаза, ребенок должен определить, чего не стало. Игру можно усложнить, предложив запомнить цвет предметов, их точное расположение или количество.

Развивать ассоциативную память у ребенка можно с помощью игры «На что похоже». Покажите малышу любой предмет из его окружения. Предложите назвать предметы, на которые он похож по цвету, форме, материалу и другим особенностям. В эту игру можно играть везде: на прогулке, в магазине, в гостях и даже в дальних поездках. Помимо формирования памяти, она способствует развитию наблюдательности и обогащению речевого запаса ребенка.

Для развития слуховой памяти ребенка очень пригодятся книги. Заучивание или повторение за родителями небольших отрывков стимулируют работу отделов мозга, отвечающих за формирование речи и интеллекта. Детям младшего дошкольного возраста можно предложить запомнить подряд несколько слов и попробовать их воспроизвести. Также попробуйте назвать пару слов, а ребенок путь нарисует картинку, в которой будут эти слова. Так помимо тренировки памяти вы получите еще и подготовку руки к письму.

Если вы решили всерьез заняться развитием памяти у ребенка, помните: процесс должен происходить весело и интересно для самого малыша. Только так вы добьетесь хороших результатов.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Для домашних занятий с детьми 4–5 лет удобно использовать дидактические материалы, например, кубики, карточки с картинками. В числе полезных упражнений:

  • поиск изменений после перегруппировки;
  • нахождение лишнего предмета;
  • обнаружение нового элемента;
  • тренировка «Посмотри и повтори».

Постоянные занятия стимулируют развитие произвольного запоминания, благотворно сказываются на количественных характеристиках памяти. Чтобы развить память у дошкольника, необходимо регулярно заниматься. Только при условии постоянных тренировок, ваш ребёнок вскоре сможет быстро запоминать большие объёмы информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию памяти у детей.

Рекомендации для родителей по формированию памяти у детей...

Особенности развития и формирования памяти у детей

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запомина...

Доклад на тему "Особенности развития и формирования памяти у детей"

Особенности развития и формирования памяти у детей.Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются...

Формирование памяти как основной психической функции

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непро...