Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Чайникова Людмила Афанасьевна
Картотека включает игры для социально-коммуникативного развития, снятия эмоционального напряжения, развитию координации движений, мелкой и общей моторики детей 3-го года жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение комбинированного вида

детский сад 43 Невского района Санкт- Петербурга

Картотека игр  по социально-коммуникативному развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни.

           

            Воспитатель: Чайникова Л.А.

  • «Доброе утро!»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения.

Ход игры:

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

— Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).

— Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).

— Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).

— Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ).

Ты проснулся? (хлопки в ладоши).

— Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»).

Вы проснулись? (хлопки в ладоши).

— Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).

— Доброе утро, детки! Все проснулись? К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся).

  • «Хоровод»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения.

— развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры:

Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Гей!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

  • «Прыгай веселей»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения;

— развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры:

Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! Прыгают на двух ногах

Прыгай, прыгай — побыстрей!

Вверх, вниз, вверх, вниз! Руки поднимают вверх, вниз

И немного покружись! Кружатся на месте.

Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

  • «Солнечные зайчики»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения;

— развитие чувства ритма, координации движений.

Материал: Маленькое зеркальце.

Ход игры:

Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.

  • «Осенние листочки»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения;

— развитие чувства ритма, координации движений;

— способствовать взаимодействию детей друг с другом.

Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

— Давайте назовем, какого цвета листочки.

— Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

— А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

  • «Игра с собачкой»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения;

— развитие чувства ритма, координации движений;

— способствовать взаимодействию детей друг с другом.

Материал: игрушечная собачка.

Ход игры:

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

  • «Ладушки — хлопушки»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения;

— развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:

Ладушки-ладушки,

Звонкие хлопушки,

Хлопали в ладошки,

Хлопаем немножко. Да!

(громко хлопаем в ладоши).

— Кашу варили,

Ложечкой мешали.

(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой).

— Куколку кормили. Да!

— Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед).

— Кулачки сложили,

Кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук. Да!

(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга).

— Ладошки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики).

— Ладушки устали,

Ладушки поспали,

Баю-бай, баюшки,

Баю-бай, ладушки. Да!

(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку).

  • «Зайка»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения;

— способствовать взаимодействию детей друг с другом.

Ход игры:

Дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

  • «Пускание мыльных пузырей»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения.

Материал: мыльные пузыри.

Ход игры:

Воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

— Осторожно, пузыри!

— Ой, какие!

— Посмотри!

— Раздуваются!

— Блестят!

— Отрываются!

— Летят!

— Вот — со сливу!

— Вот — с орех!

— Вот не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри.

  • «Поезд»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения;

— способствовать взаимодействию детей друг с другом.

— отработка основных движений – бег, ходьба.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я — паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».

Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

  • «Огуречик,огуречик»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения.

Ход игры:

На одном конце площадки — воспитатель, на другом — дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах.

Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет. Игра повторяется несколько раз.

  • «Карусели»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения;

— взаимодействие детей.

Ход игры:

Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

(карусель медленно движется в правую сторону).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

(темп речи и движений постепенно ускоряются)!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали

(все бегут)!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра

(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).

Игру повторить 3—4 раза, каждый раз меняя направление движения.

  • «В нашей группе»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения;

— знакомство детей друг с другом.

Ход игры:

Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя

А у нас есть … Петя и т.д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

  • «Заинька — паинька»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения.

Ход игры:

Воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:

Будем заинькой?

Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.

Вот так, вот так, поклонись.

(кланяются в разные стороны)

Заинька, повернись, серенький повернись.

Вот так, вот так, повернись.

(поворачиваются, руки на поясе)

Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни и ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой.

(топают по очереди каждой ножкой)

В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке:

«Молодцы!».

Поглаживает ручки и ножки. По желанию ребенка игра повторяется.

  • «Жил-был у бабушки козлик»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

— создание положительного эмоционального климата в группе;

— снятие эмоционального напряжения.

Ход игры:

Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает:

Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие (дети выставляют поочередно ноги), а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток), рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове), хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад).

Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают), потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки). Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие! Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками).

Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети расходятся по всей площадке). Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест! (Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).

По желанию детей игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию с применением ИКТ в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему: " Прогулка в осенний лес".

В конспекте представлена интегрированная  совместная деятельность педагога с детьми  по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни  с пр...

Презентация на тему:" Осень , мы тебя узнаем и с тобою погуляем" для группы кратковременного пребывания детей 3-го года жизни

Данная презентация призвана помочь формированию у детей 3-го года жизни первичных представлений об осени и ее признаках и может использоваться в НОД и совместной образовательной деятельности педагога ...

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми группы кратковременного пребывания детей 3-го года жизни по теме: « Осень наступила » .

Матетериал  включает в себя планирование форм  образовательной работы с детьми 3-го года жизни по пяти образовательным областям ;  включает в себя содержание предметно-развивающей среды...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию с использованием ИКТ в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему:" Домашние животные и их детеныши"

Материал содержит  конспект совместной образовательной деятельности  с детьми 3-го года жизни группы кратковременного пребывания . В ходе деятельности используется презентация.Методы и прием...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему: «Развеселые матрешки»

В конспекте  представлены следующие методы и приемы : сюрпризный момент, беседа,  художественное слово (загадка, потешки), игровое упражнение «Как наряжена матрещка?», дидактичес...

Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »

Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей  данного возраста ....

Конспект занятия по развитию речи в группе кратковременного пребывания детей 3-его года жизни на тему Путешествие в сказочный лес

Материал содержит беседу по знакомству с дикими животными леса и показ кукольного театра по сказке Колобок средствами кукольного тетра Би-ба-бо в группе кратковременного пребывания детей 3-его года жи...