Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда.
консультация (старшая, подготовительная группа)

В моей работе вы сможете ознакомиться с информацией об особенностях воспитания самостоятельности слепых и слабовидящих детей, формировании уверенности в собственных силах и помощи в преодолении зависимости от взрослых. А также советы и рекомендации  родителям по воспитанию слабовидящих и слепых детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_samoobsluzhivaniyu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3

ГОРОДА  БЛАГОВЕЩЕНСКА «НАДЕЖДА»

             

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА».

               

                Составила:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

учитель-дефектолог: Л.И. Коновалова

г. Благовещенск, 2021 год

Вот уже более 40 лет наше дошкольное образовательное учреждение принимает детей на воспитание и лечение. За эти годы у нас сложился стабильный и творческий работающий коллектив. Работа наша и медицинских работников, направлена на то, чтобы помочь ребенку социально адаптироваться, подготовить его к обучению в обычной школе. Чтобы дети с радостью ходили в детский сад, им необходим душевный покой, внимание и доброта.

Наш коллектив делает очень много для реабилитации детей, имеющих нарушение зрения. Мы всегда готовы помочь детям, нуждающимся в нашей помощи.  

Всю свою работу мы проводим с мыслью о школе, о том, что ребенок, войдя в нее сразу должен почувствовать себя членом коллектива, и найти в нем свое место. И чтобы учеба для каждого стала радостью, а не нудной обязанностью.

Каким вырастет каждый ребенок, в огромной степени зависит от вас родители и нас педагогов детского сада. Хотя мы проходим с ними по жизни короткий путь, но это как раз то время, когда добрые семена прочно ложатся в детскую душу.

Цель нашей совместной работы – это воспитание счастливого и трудолюбивого ребенка. Формирование самостоятельности и способности адаптироваться в любой социальной ситуации.

Известно, что дети не рождаются ни эгоистами, ни собственниками, ни лентяями. Но уже в детском возрасте под влиянием окружающих условий закладываются основы морального облика человека. И именно в этом возрасте дети наряду с положительным, легко впитывают отрицательное, которое существует чаще всего из-за отсутствия должной требовательности взрослых к детям и самим себе. Но качества, которыми должен обладать гражданин нашей страны не придут сами собой. Их надо воспитывать с раннего детства настойчиво и последовательно. Эта роль принадлежит  родителям и педагогам детского сада.

У детей с глубоким нарушением зрения труднее, чем у нормально видящих формируются навыки самообслуживания, у них страдает координация движений, нет зачастую необходимых навыков пространственной ориентировки. Эти дети при поступлении в специальный детский сад оказываются неподготовленными нравственно и практически к самостоятельному труду, являющемуся необходимым условием их существования. У них отсутствуют привычка и потребность в ежедневном труде, не сформированы правильно установка к труду, умение и желание трудиться. В результате у них остаются не сформированными такие качества личности, как: трудолюбие, активность, самостоятельность, интерес к выполняемой трудовой деятельности.

Согласно программным требованиям к семи годам жизни ребенок должен полностью владеть всеми необходимыми навыками самообслуживания. А на практике же дело обстоит совершенно иначе. В детские сады поступает лишь незначительная часть детей с полным самообслуживанием. Больше половины могут обслуживать себя частично, а в некоторых случаях и вовсе не владеют почти никакими навыками самообслуживания. Эти дети нередко привыкают к иждивенческому положению опекаемых, оставаясь всю жизнь неловкими и неумелыми при выполнении простейших по самообслуживанию и бытовому труду действий. Эти дети постепенно приобщаются к все более самостоятельному бытовому труду. Мы поощряем стремление детей помогать друг другу. Много места уделяется индивидуальной работе с детьми, у которых нарушена координация движений и затруднен процесс формирования трудовых навыков. Однако эта работа не всегда оказывается достаточно эффективной.

Тифлопедагоги прибегают к общему стимулированию таких детей (быстрее, старайся аккуратнее и т.п.). Это говорит о том, что на практике недооценивается роль общественного труда детей. Педагоги большое внимание уделяют формированию трудовых умений, навыков и воспитанию желания трудиться для других.

Изучение трудовых навыков и умений у слепых и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста показало их отставание от возрастных норм, которые определены программой детского сада. У многих детей отмечалось недоразвитие трудовых навыков и умений. У этой части детей не обнаружен интерес к труду, конечному результату трудовых действий, что усложняло в дальнейшем процесс формирования их самостоятельности, так как благоприятный период, дошкольный возраст для них был упущен.

Среди нормально видящих старших дошкольников только 3 процента детей не сказали о своих трудовых делах дома (выяснилось, что эти дети в семье ограждались от трудовых поручений). Остальные называли свои постоянные трудовые обязанности: «умею поливать цветы», «в магазин ходить за хлебом», «за сестричкой смотреть». Подобные признания среди слабовидящих детей были крайне редки.  

На вопрос, для чего люди работают, большинство малышей отвечали: «чтобы деньги зарабатывать и в магазин ходить», «чтобы кормиться». Не возникает у них спонтанно и должного уважения, благодарности даже к тем людям, которые заняты непосредственно трудом на их благо. В игре «Оглянись вокруг: кому спасибо и за что?» дети, находясь в свежевымытой, выкрашенной чистой комнате и на чисто подметенной территории детского сада, не сумели догадаться о том, что спасибо нужно сказать няне и воспитателю, дворнику и т.д.

Специфика ознакомления слабовидящих детей с приемами самообслуживания заключается в преимущественной опоре действий ребенка на мышечную саморегуляцию движений, в связи с ограничением подражательной деятельности и сложности самоконтроля. Так, объяснение правил пользования одеждой заключается в том, что ребенка обучают преимущественно с помощью осязания отличать левую и правую, переднюю и заднюю стороны одежды, используя пуговицы, петли, крючки, швы. Для формирования у слабовидящих детей навыков бытового труда и самообслуживания требуется кропотливая, целенаправленная работа с каждым в отдельности.

Самообслуживание является основным видом труда в младших группах. Оно приучает к самостоятельности.

Хозяйственно-бытовой труд особое значение приобретает в средней и старшей группах, как труд общественно-значимый, то есть для общей пользы. В старшей и подготовительной группах, доминирующую роль играет труд в природе, а также ручной с элементами творчества и выдумки.

Мы должны научить каждого ребенка соблюдать чистоту своего тела,  одежды, внутреннюю потребность соблюдать гигиенические правила. Добиться полного самообслуживания ребенка можно путем кропотливой, систематической слаженной работы детского сада и семьи. И в первую очередь необходимо переориентировать родителей с позиции опекания ребенка на позицию терпеливого отрабатывания у него трудовых действий. Это является делом нелегким. Наш опыт показал, что в условиях резкого снижения зрения детей усиливается опека родителей и невольно падает нравственная ценность труда. На вопрос, что вас тревожит в будущем вашего ребенка, некоторые родители слабовидящих детей назвали отсутствие самостоятельности, трудолюбия, и т.п. Остальных тревожило в будущем состояние зрения, общее состояние здоровья их малыша, и вопрос кто будет его опекать, когда нас с отцом не станет.

В нашей группе были дети, настолько опекаемые и подавленные жалостью родителей, что не имели элементарных навыков самообслуживания, не умели одеваться, зашнуровать ботинки, умываться, не умели даже намылить руки мылом, не говоря уже о том, чтобы умыть лицо. Дома ребят кормили из ложечки, поэтому есть они могли только руками. Поражала абсолютная пассивность таких детей. Помощь они принимали как должное, и только поочередно выставляли то руки, то ноги для обслуживания. Все это вызывало насмешки ребят, усугубляло и без того укоренившиеся в них чувство собственной неполноценности. Они отвечали категорическим отказом на любое наше предложение: «Я не умею! Не могу! Не буду!».

Маленькие дети удивительно чутко распознают, когда люди относятся к ним с любовью, а когда с холодком. Мы, взрослые, стараемся, чтобы в группе царила атмосфера доверия, веселья, взаимопонимания. К этому надо стремиться всем. Большая работа проводится со всеми детьми, а особенно со слабовидящими, в процессе организации обслуживающего труда.

Наблюдения показывают, что даже самые неумелые, робкие, неуверенные в себе ребята в условиях оказания помощи активизировались, старались как можно более точно выполнить трудовое задание «показать образец для малыша: одевания, раздевания, застегивания, шнурования».

Я, как учитель-дефектолог, хочу отметить особо значимый момент – еще полгода назад неумелый ребенок сам изъявил желание помочь малышу и сумел эту помощь осуществить умело и быстро. Именно с этого момента, слабовидящему дошкольнику мы присвоили звание «самостоятельный».

Взрослым приходится много объяснять, разъяснять, показывать. Результаты этой работы видны. Дети научились самостоятельно проводить самоконтроль, при этом правильно оценивать результаты работы как свои, так и своего товарища. Ребята умеют почти все самостоятельно находить себе дело по душе, помогать товарищам. У большинства ребят появился интерес и ответственное отношение к делу. Мы видим рост своих воспитанников и рады успехам в трудовом, нравственном воспитании.

Рекомендации родителям:

  1.  Поощряйте успехи Ваших ребят, помогайте им преодолевать трудности.
  2. Побуждайте детей к словесным описаниям своих действий.
  3. Не требуйте выполнения всех заданий сразу. Если ребенок устал и отвлекается, то сделайте перерыв.

Желаю Вам успехов и радости в совместной работе над формированием умений и навыков в процессе организации обслуживающего труда!

Спасибо за внимание!!!

Стихотворение о труде

С мамой я шагаю в детский сад,

Поскорее встретить всех ребят.

В группе мы играем и поем,

А еще мы занимаемся трудом.

Любим мыть, стирать и протирать,

Любим нашей няне помогать.

Но не только я тружусь в саду

Маме дома я охотно помогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет: "Воспитание самостоятельности и трудолюбия у дошкольников в процессе народных игр"

Доклад на педсовет:"Воспитание самостоятельности и трудолюбия у дошкольников в процессе народных игр"...

О ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

          Воспитание детской самостоятельности является одной из важных задач дошкольных учреждений. В воспитании же аномальных детей эта задача приобретает особое знач...

Воспитание самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе труда по самообслуживанию.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Б...

«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе организации ручного труда как творческой деятельности дошкольников»

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенк...

Презентация "Формирование творческих способностей дошкольников в процессе организации самостоятельной деятельности"

Формирование творческих способностей дошкольников в процессе организации самостоятельной деятельности...