Проектная деятельность педагога-психолога в ДОО: «Семейные традиции».
статья

Магомедова Севиль Кинязовна

Метод проектов – один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В данной статье я предлагаю ознакомиться с одним из вариантов создания проектной деятельности на тему: "Семейные традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_novatsii.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Магомедова С.К., педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Проектная деятельность педагога-психолога в ДОО: «Семейные традиции».

В последнее время в большинстве развитых стран мира, образованию детей раннего и дошкольного возраста придается все большее значение. Осознание важности первых этапов системного образования личности базируется на результатах многочисленных теоретических и практических поисков в области педагогики и психологии.

Метод проектов – один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проект предполагает самостоятельную работу над проблемой, для решения которой используется творчески-исследовательский подход. Обязательные составляющие проекта: сотворчество воспитанников и взрослых, развитие коммуникативных и познавательных способностей и навыков детей. Воспитатели помогают родителям в создании новых семейных традициях, которые помогут благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние детей, оказывать поддержку во время работы над проектом, участвовать в воспитательно-образовательном процессе. Общие задачи развития, специфичные для разновозрастных групп дошкольного образовательного учреждения: – обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; – развитие познавательных способностей; – развитие творческого воображения; – развитие творческого мышления; – развитие коммуникативных навыков.

Семья является первоначальным институтом воспитания ребенка, оказывающая воздействие на формирование его личности. Именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. В семье ребенок получает основы образования и навыки поведения. В качестве норм, образцов поведения и выступают семейные традиции. Настоящая проектная деятельность нацелена на выявление влияния семейных традиций на уровень воспитанности детей дошкольного возраста.

Ребенок воспринимает семью,  и ее традиции и принятые как должное. Семья для ребенка первый воспитательный институт, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего, а также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. В современном обществе наблюдается процесс разрушения связей между поколениями, семейные традиции утрачивают свою значимость. В связи с этим можно говорить о том, что некоторая часть современных родителей имеет низкий уровень нравственной культуры. Это сказывается не только на нравственном воспитании, но и на качестве развития разных сфер личности ребенка. Благодаря семейным традициям родители и дети гордятся своей семьей, переживают за ее целостность, укрепляются взаимоотношения в семье. Семейные традиции в наше время, в связи с падением ценности семьи как социального института, могут стать условием ее сохранения и укрепления. Задача по воспитанию и формированию личности ребенка стоит не только перед их родителями, но и перед педагогами. Поэтому об успешности этого процесса можно говорить только при взаимодействии и сотрудничестве семьи и дошкольной образовательной организации. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и в настоящее время предполагает то, что воспитателям необходимо помогать, поддерживать родителей в выполнении их воспитательной деятельности. Взаимодействие воспитателя и дошкольной образовательной организации в целом с родителями остается одной из актуальных и сложных проблем. Важным условием эффективного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольной образовательной организации является их личная заинтересованность. Поэтому первоочередной целью исследования должно быть определение показателей и уровней воспитанности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах в рамках эмпирического исследования. На констатирующем этапе необходимо провести методику «Кинетический рисунок семьи» , и методику на выявление уровня воспитанности. Для того, чтобы узнать об особенностях восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Согласно полученным данным, можно будет сделать вывод о том, какая семейная ситуация имеет доминирующий характер. На констатирующем этапе эксперимента можно провести анкетирование родителей, целью которого будет изучение традиций, бытующих в семьях детей старшего дошкольного возраста. Проведенное анкетирования покажет, какое количество семей имеют свои традиции, и выявит родителей которые считают необходимым приобщать детей к ним, так как это влияет на развитие кругозора ребенка, на развитие личностных качеств ребенка, на становление воспитания в целом. Повторное проведение методики по выявлению уровня воспитанности на контрольном этапе эксперимента покажет какие изменения произошли в показателях. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нашей целью будет создание комплекса мероприятий с родителями и детьми для повышения уровня воспитанности детей. Это поможет в решении задачи создания краткосрочной программы педагогического просвещения семьи по возрождению семейных традиций. Результаты диагностики позволят сделать вывод о том, как семейные традиции действительно влияют на уровень воспитанности детей дошкольного возраста, и скорректировать индивидуальный маршрут для каждой семьи, для достижения поставленной проектом цели.

Литература: 1. Аркин А.Е. Родителям о воспитании. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 2008. – 348 с. 2. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 696 с. 3. Болдырева Н. Г. Семейные традиции как средство духовнонравственного воспитания дошкольников // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 73-75. 4. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. - Т. 1. – М.: Русская книга, 2009. – 400 с. 5. Лесгафт П.Ф. Семейная жизнь ребенка // Избр. пед. соч. – М., 2011. – С. 210-218. 6. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 2010. – 256 с. 7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Оникс», «Мир и образование», 2011. – 639 с. 8. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. - 2011. – № 3. – С. 27-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика деятельности педагога-психолога по коррекции стилей семейного воспитания

Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малы...

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Проектная деятельность педагога-психолога Родительский клуб "В гармонии с ребенком"

Одна из эффективных взаимодействия с семьей - организация родительского клуба. Родители могут общаться друг с другом, со специалистами, могут получать ответы на возникающие у них вопросы, совместно пр...

Выступление на ГМО для педагогов-психологов ДОУ. Тема: "Влияние семейного воспитания на формирование основ личности дошкольника"

Семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически это является первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновремен...

Организованная образовательная деятельность по познанию на тему: "Семейные традиции"

Цель: формирование у воспитанников представления о семье, о семейных традициях.Задачи:- подвести воспитанников к пониманию слова «традиция»;-формировать понимание о необходимости соб...

Теоретическое обоснование использования метода проектной деятельности педагогом-психологом ДОУ.

Вся работа психолога, как и любого другого специалиста в ДОУ, составляется как определенная система, направленных на решение необходимых задач и проблем с помощью целенаправленных, специально выбранны...

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...