Мастер-класс для родителей с детьми ОВЗ
материал (средняя группа)

Ноздрина Ольга Викторовна

Мастер-класс "Развиваем речь с помощью скороговорок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass-_skorogovorki.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -  класс для родителей с детьми ОВЗ

                    «Развиваем речь с помощью скороговорок».

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл

высказывания.

Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.

Как проговаривать скороговорки с ребенком?

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете

вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

1.Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.  

Задача: первого шага –

правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно

на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

2.После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат

– без голоса, лишь губы, язык и зубы.

3.Третий шаг

– чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а,

не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

4.Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно,

восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

(Родители выполняют задание)

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие

Практикум с элементами тренинга

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

(Проводится с родителями имеющими детей с речевыми нарушениями)

1. Вступительная часть

- Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.

Правильная, выразительная речь

– звуковой портрет человека. Речь –это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь -это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители:

Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

- Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью

артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика –это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Сегодня мы с вами научимся выполнять такие упражнения. Но для начала давайте познакомимся.

2. Игра на знакомство:

ребенок представляет свою маму и на первую букву имени

называет прилагательное -характеристику мамы (напр., Даша -добрая и т.п.)

3. Основная часть:

Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все

то, что необходимо для правильного образования звука.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы он

видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено.

Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики

  • Упражнение «Лягушка».

Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук - и

Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули  - перестали. И нисколько не устали!

   Упражнение «Слон».

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук - у

Подражаю я слону

-Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

   Упражнение «Лягушка--слон».

Чередование положений губ: в улыбке -трубочкой.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

   Упражнение «Рыбка».

Спокойное широкое открывание и закрывание рта.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

  • Упражнение «Качели».

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:

1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними

резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

    Упражнение «Часики».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка

поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик -так, тик-так, ходят часики вот так.

   Упражнение «Лопаточка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий,

расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается

5 -10 сек.

Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

   Упражнение «Иголочка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.

И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

  Упражнение «Лопаточка-иголочка».

Чередование положений языка: широкий - узкий.

  • Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

  • Упражнение «Горка».

Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается

в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой.

Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние

зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

Скатываются зубки с горочки.

4. Заключение:  Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас желание проводить дома с ребёнком артикуляционную гимнастику?

5. Упражнение «Подарок».

Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши.

Задание:  напишите или нарисуйте что - либо приятное в память о сегодняшней встрече и подарите друг другу   (упражнение в паре «ребенок

-  мама»)

Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному

развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса Тема: Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями « Бусы из макарон»

План-конспект мастер-класса.Тема: совместная деятельность с детьми младшего,среднего,старшего возраста и родителями «Бусы из макарон» Педагог-мастер: Вильданова Наталия Анатольевна Дата пров...

Мастер-класс совместно с родителями и детьми «Весенние крокусы»

Мастер-класс совместно с родителями и детьми «Весенние крокусы»...

Мастер – класс «Снегири» для родителей с детьми группы в онлайн формате WhatsApp.

Цель: Создание композиции «Снегири на ветке».Создать условия для совместной деятельности детей, родителей и воспитателя....

Мастер – класс совместно с родителями и детьми Тема: «Открытка для папы» к 23 февраля

Укрепление партнёрских взаимоотношений детей и родителей в процессе творческой деятельности....

Мастер-класс совместно с родителями и детьми "Открытка для папы" к 23 февраля. Для детей 3-4 лет.

Мастер-класс совместно с родителями и детьми "Открытка для папы" к 23 февраля. Для детей 3-4 лет....