Задачи музыкального воспитания
консультация

Журавлёва Дарья Алексеевна

Консультация для родителей воспитанников о задачах и значении музыкального воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_muzykalnogo_vospitaniya.docx15.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение и задачи музыкального воспитания

Осознание важности эмоциональной отзывчивости в жизни человека требует целенаправленного развития этого качества личности с детского возраста. Существенное значение в этом процессе играет искусство. Посредством вызываемых в человеке чувств радости, торжества, любви, ненависти и так далее: всей гаммы сложных чувств и эмоций искусство может оказать существенное воздействие на поведение человека в обществе, на оптимизацию его физиологических и психических функций.

Музыку среди других видов искусства выделяет, прежде всего, её сила непосредственного эмоционального воздействия, связанная с её способностью не просто описывать ситуацию чувства, а как бы «изнутри» воспроизвести его, непосредственно, богато и разнообразно передавать переживания человека, движение его чувств, эмоционально-психического состояния, их смены и взаимные переходы.

Музыка образно моделирует явления действительности, процессы человеческой психики, ход мыслей, движения чувств. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, все богатство чувств и их оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка, воздействуя на человека, вызывает благородные и возвышенные чувства, позволяет человеку переживать мощные эмоциональные напряжения, без которых жизнь людей была бы «неполной». Роль музыки в жизни общества определяется различными возможностями ее воздействия на человека. 

В музыкально-педагогической литературе среди различных функций музыки (прикладная, развлекательная, лечебная, познавательная, рекламная, коммуникативная и так далее) выделяют, как наиболее важную, воспитательную функцию. Музыка формирует отношение человека к окружающему миру, к самому себе, его оценку действительности, взгляды, вкусы, идеалы.

Ведущими задачами отечественного музыкального воспитания дошкольников являются такие, как развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности исходя из возможностей каждого ребёнка и формирование начал музыкальной культуры.

 Все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность. Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

 Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности. Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении, чувство ритма – для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно.

О.А. Апраксина в предисловии к хрестоматии «Из истории музыкального воспитания» пишет: «Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому…утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности».

Необходимо чтобы с самого раннего возраста, с занятий в детском саду и подготовительных классах к школе дети, приобретая определенные знания о музыкальном искусстве, умения и навыки приобщались к нему. При этом нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкально-творческого воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть всех элементов музыкально-эстетического сознания. Дошкольный возраст необыкновенно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой, ведь формирование всех основ начинается именно в этом возрасте. Музыкально-творческое воспитание оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка: совершенствуется мышление, формируется эмоциональная среда, ребенок становится чутким к проявлениям красоты в искусстве и жизни.

Музыка обладает очень сильным эмоциональным воздействием, хорошая же музыка способна пробуждать в человеке добрые чувства, сделать его чище, лучше, выше, в подавляющем большинстве случаев вызывая возвышенные эмоции. Она может ярко передать изменение душевных состояний человека, смену его переживаний, настроений. Это качество музыки помогает корректировать эмоциональное состояние детей, воспитывать их чувства. Например, заторможенные дети с вялыми эмоциональными и двигательными проявлениями нуждаются в соответствующей стимулирующей музыке, а возбужденные дети, наоборот, нуждаются в периодическом звучании успокаивающей музыки.

Г.П. Стулова отмечает роль ритма в воздействии на человека: «Замечено, что равномерные и медленные ритмы действуют затормаживающее, успокаивающе, а ритмы с перебоями – возбуждающе. Вот почему ритм колыбельных песен всегда равномерный (т.е. образуется ровными длительностями), создает впечатление покачивания. Песни с таким ритмом снимают нервное напряжение, успокаивают ребенка. Пунктирный, неравномерный ритм марша, напротив, возбуждает, бодрит, побуждает к

движению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

"Взаимодействие музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников"

     В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает  роль музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном образова...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания».

Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДО. Задачи:- повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу музыкального развития детей дошкольного возраста;-...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Лишь благодаря взаимодействию педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами...