«Развитие музыкального творчества у дошкольников в процессе ознакомления с книжной графикой»
статья (старшая, подготовительная группа)

Мартьянова Нина Александровна

 

Данная статья раскрывает синтез искусства, в частности иллюстрации и музыкальное оформление при чтении, просмотре и знакомстве с книжными новинками, либо классикой.

Для развития творчества и способностей воспринимать глубже прекрасный мир книги у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_muzyka_i_knizhnaya_grafika.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Развитие музыкального творчества у дошкольников

 в процессе ознакомления с книжной графикой»

        «Почти у каждой книги для детей,

                                                     особенно у книги для маленьких, - два автора.

Один из них писатель, другой – художник.

Когда называют книгу, знакомую нам с детства,

мы, прежде всего,  вспоминаем милые, смешные,

затейливые рисунки, часто раскрашенные от руки,

а потом уже и текст.

Такую существенную роль играет в детской книжке рисунок…»

С.Маршак

Аннотация:

Данная статья раскрывает синтез искусства, в частности иллюстрации и музыкальное оформление при чтении, просмотре и знакомстве с книжными новинками, либо классикой.

Для развития творчества и способностей воспринимать глубже прекрасный мир книги у дошкольников.

Ключевые слова:

   Книжная графика, музыкальный материал, музыкальное сопровождение,

иллюстрированные издания знакомых произведений.

 

  Графика – это вид искусства, которое создается линиями и пятнами на

бумаге, пергаменте, шелке и пр. карандашом, пером, цветными мелками, акварелью, гуашью. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче - освещению и объяснению текста.

 Музыкальный материал, звучащий во время просмотра книжки, или во время чтения текста, углубляет восприятие услышанного и увиденного, развивает творческое начало для действия. Музыкальное сопровождение, правильно подобранная музыка в основном должна состоять из произведений композиторов – классиков Чайковского, Глинки,  Прокофьева, Мусоргского, Вивальди и других, либо народные произведения в обработке композиторов.

   Книжная графика и музыкальное фоновое сопровождение  выступает в синтезе  со всеми элементами книги.  А главное – самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем.

Подлинно художественная графические иллюстрации  всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство, а музыка действует как стимулятор восприятия увиденного и услышанного, для развития творчества и способностей воспринимать глубже прекрасный мир книги у дошкольников.

  Художники  и музыканты, поэты и писатели способствуют комплексно  формировать  интереса к книгам, иллюстрациям книг, графическим рисункам.

  Регулярно рассматривание  с детьми иллюстрации графических зарисовок, в сопровождение музыкального произведения,  характерно  увиденному  образу ребенком,  вызывает  положительный эмоциональный отклик на книжные иллюстрации. Открывает желание у ребенка творить,  по-своему  передавать своё  восприятие услышанного, но, конечно,  участие взрослого не назидательно, но направляюще, должно присутствовать.

Рассматривание иллюстрации В.В. Лебедева «Кошкин дом», «Пожар», Ю.А. Васнецова «Заинька», «Конь» закрепляет  знания детей о книге, книжной иллюстрации, продолжает работу по формированию интереса к книге.

И тут же можно фоном  включить музыкальное сопровождение (например: «Импровизации» музыка Кабалевского, русская народная мелодия «Заинька»…).  

В некоторых случаях возможны предварительные  прослушивания музыкальных произведений, выбранных   для «озвучивания»  иллюстрации, чтобы ребенок вслушался в музыку, воспринял её характер, и как вариант, сам выбрал из предложенных ему иллюстраций, походящих по содержанию и по замыслу.

Мир ребёнка станет намного богаче, а личность ребенка – развита художественно эстетически, если предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные графические  иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Рачёвым, Е. Чарушиным. И всё это сопровождать музыкой композиторов – классиков.

 Задачи:

1. Знакомить с творчеством художников – иллюстраторов детских книг (Ю.В иллюстраторы Ю.А.Васнецов Е.М. Рачёв В.В. Лебедев, Ю.Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И.Билибин и др.).

2. Обращать внимание детей на оформление книги, на графические иллюстрации.

3. Слушать музыку композиторов-классиков:  Чайковского, Глинки,  Прокофьева, Мусоргского, Вивальди и других,  народные произведения в обработке композиторов, национальные народные мотивы и напевы.

3. Сравнивать иллюстрации  художников  и музыкальные произведения  композиторов – классиков к разным произведениям искусства.

Пусть ребенок не боится фантазировать и старается выразить свои  творческие восприятия от книги и музыки.  Всё вместе даст  хорошие предпосылки для развития творческой, художественно – одаренной  личности.

Литература:

  1. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010
  2. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014.
  3. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях / под ред. В.К. Загвоздкина, И.В. Кириллова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 116 с.



У леса на опушке

Жила зима в избушке,

Она снежки солила

В берёзовой кадушке.

Она сучила пряжу,

Она ткала холсты,

Ковала ледяные

Да над реками мосты.

Потолок ледяной,

Дверь скрипучая,

За шершавой стеной

Тьма колючая,

Как пойдёшь за порог

Всюду иней,

А из окон парок

Синий-синий.

Потолок ледяной,

Дверь скрипучая,

За шершавой стеной

Тьма колючая,

Как пойдёшь за порог

Всюду иней,

А из окон парок

Синий-синий.

Ходила на охоту,

Гранила серебро,

Сажала тонкий месяц

В хрустальное ведро.

Деревьям шубы шила,

Торила санный путь,

А после в лес спешила,

Чтоб в избушке отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доминантное занятие по развитию музыкального творчества старших дошкольников "Милютинская ярмарка"

Конспект доминантного занятия по развитию музыкального творчества старших дошкольников...

Родительское собрание на тему "Развитие всех сторон речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой "

ЗадачиПознакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаим...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...

Развитие эмоциональный сферы ребёнка-дошкольника в процессе ознакомления со сказкой/Проект

Эффективность применения сказки как основы развития эмоциональной сферы ребёнка в современных условиях...

«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

Выступление на педсовете "Развитие интереса к изобразительному творчеству у дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками"

Развитие интереса к изобразительному творчеству у младших дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками В истории дошкольной педагогики проблема творчества все...