Мастер-класс Ручками играем - красиво говорим
консультация

Степанова Анна Александровна

Мастер-класс Ручками играем - красиво говорим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ruchkami_igraem_-_krasivo_govorim.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс                                     «Ручками играем – красиво говорим!»

 


Тема: Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики, как следствие развитие речи.

Цель: Познакомить родителей, участвующих в мастер-классе, с традиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи:

1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики традиционными методами путем комментированного показа;

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов криотерапии и иглотерапии;

3.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: модули аппликатора Кузнецова; льдинки, ароматизированные маслом апельсина, по количеству участников; бумажные салфетки, музыка.

Этапы работы:

  1. Подготовительно-организационный

Добрый день, уважаемые родители, коллеги!  Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в нашем зале. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать? (да)

2.Презентация педагогического опыта.

С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем мастер-класс «Ручками играем – красиво говорим!». Как вы видите, тема нашего мастер- класса, если можно так выразиться бесцветная, «пустая», поэтому мы сейчас постараемся наполнить ее не только цветом, но и содержанием, актуальностью.

Мне, как практикующему  логопеду, хотелось бы начать с констатации факта, по ряду объективных причин (медицинского и социального характера) с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития речи, возрастает.

Презентация «Особенности развития речи детей раннего возраста».

Весь практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка, можно условно разделить на две группы. Во-первых, помогающий непосредственно развивать и корректировать речь ребенка (в основном область работы логопеда) и, во-вторых, опосредованный материал, к которому и относится развитие мелкой моторики.

Почему же эти два понятия – речь и мелкая моторика так тесно связаны? Ответ на этот вопрос нам дадут исследования ученых-нейрофизиологов, которые занимались  проблемами нарушения речи. Они установили, что на карте головного мозга очень близко от речевой моторной зоны  расположена проекция кисти руки, которая занимает около трети всей площади двигательной проекции.

Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме под названием «Гомункулюс (человечек) Пенфилда»

Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.

Именно поэтому логопедические методики разделяются на два больших направления: те, которые обязательно используют кисть — например, методика Андроновой-Арутюнян, и те, которые используют контроль дыхания и речевого аппарата, например методика Стрельниковой.

Мне кажется, что не все поняли, о чем речь. Да и я сразу не понял, чего здесь нарисовано. А нарисовано то, что две трети головного мозга заняты работой рук и речевого аппарата. И лишь маленькая треть отводится всему остальному телу. И этот чудак с большим ртом и огромными загребущими руками – это мы в истинном свете головного мозга.

Также для «борьбы» с человечком Пенфилда используют многочисленные тормозные методики, снижающие повышенный тонус речевого центра: от транквилизаторов, суггестии и гипноза до иглоукалывания, физио-, психо- и фитотерапии. От замедления темпа речи через ритмизацию и напевность до продолжительного молчания. Все эти методики, придуманные врачами и логопедами, также подходят для лечения заикания. Однако существуют еще и другие методы, которые не тормозят, а перестраивают работу речевых центров. 

Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. У которого нарушение формирования речи обязательно сопровождается слабым развитием мелкой моторики, а именно двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

Учитывая, что сегодня дети, имеющие нарушения речи, встречаются не только на занятиях у логопеда, на логопунктах и в специальных речевых детских садах. Они в достаточном количестве посещают общеобразовательные детские сады и более или менее благополучно переходят к обучению в школе.  Поэтому актуальность выбранной для мастер-класса темы объясняется необходимостью знать и уметь применять на практике методы развития мелкой моторики не только узким специалистам, но и воспитателям дошкольных учреждений и, конечно, родителям.  

“Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н.Кант

Методы развития мелкой моторики достаточно условно делятся на традиционные и нетрадиционные.

Давайте попробуем вместе с вами перечислить, какие вы знаете традиционные методы развития мелкой моторики:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание), самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.д.);
  • Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);
  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т.д.;
  • Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём и т.д.;
  •  Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т.д.;
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.

Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Я также активно их использую.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся:

  • все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т.д;
  • теневой и пальчиковый театр;
  • Су-Джок терапия;
  • пескотерапия;
  • криотерапия;
  • иглотерапия.

Познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.

Сегодня бы хотелось остановиться на традиционных играх, приемах, методах развития мелкой моторики.

  1. Представление продуктивных способов работы.

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Исследователи разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом. То и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором. Стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений й, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Предлагаю вам массажеры, которыми вы воздействуете на структурные слои кожного покрова, что благотворно влияем на центральную нервную систему через многочисленные экстер – и интерорецептры. :

1. Мячики «Су-Джок»

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки потерял.

Ты беги скорей к нам ежик,

Мы сейчас тебе поможем.

2. Массажный мячик (мягкий)

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет,

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево, как хочу.

Сверху – левой, снизу правой.

Я его катаю браво.

3. Зубная щетка Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики.

4. «Чудо – варежка»

Гладила мама – ежиха ежат.

«Что за пригожие детки лежат! »


Уважаемые родители, коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики и соответственно  речи детей.

5. Рефлексия.

Я предлагаю вам по 10-бальной шкале оценить:

  • Организационные трудности при использовании данных методов в работе (где взять  лед, во что положить, с кем из детей использовать и т.д.) (запомните эту цифру);
  • Теперь оцените положительный эффект, эмоции детей, вариативность использования методов в работе.  Сравните, пожалуйста, эти 2 цифры. Поднимите руку, у кого первая цифра оказалась больше.

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Играя-говори"

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольниковсамостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьныеуроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений поразвитию речи у дете...

МАСТЕР-КЛАСС ПОДГОТОВИМ РУЧКИ К РУЧКЕ

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Мастер-класс для педагогов "Дышим правильно, говорим красиво"

Презентация к мастер-классу для педагогов по развитию речевого дыхания у дошкольников....

Мастер – класс для родителей «Играем и красиво говорим»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Заседания детско – родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Мамина школа». Тема: «Весело играем, красиво говорим»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Мамина школа" тема заседания "Весело играем, красиво говорим"....

Мастер – класс для родителей: «Играя, учим говорить».

Уважаемые родители, я рада всех вас видеть, спасибо, что нашли время для встречи.Хочу начать со слов Сесиль Лупан. Она не работала в детском саду или школе, а лишь воспитывала своих двоих дочерей, и, ...

Мастер - класс для родителей "Играем и красиво говорим"

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....