«Психологические особенности детей дошкольного возраста в рамках воспитания и формирования гражданско-патриотических чувств»
методическая разработка

          Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые стараются обогатить нравственную сферу ребенка.

          В настоящее время большое значение уделяется гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

          Дети дошкольного возраста восприимчивые, любознательные, отзывчивые их легко можно чем-то заинтересовать. Поэтому у детей есть хорошие предпосылки для планомерного и последовательного гражданско-патриотического воспитания. Так же, в этом дошкольном возрасте идет интенсивное развитие эмоционально — психологической сферы. А для патриотического воспитания важно, чтобы яркие примеры надолго оставались в памяти ребенка. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx694 КБ

Предварительный просмотр:

 «Психологические особенности детей дошкольного возраста

в рамках воспитания и формирования

гражданско-патриотических чувств».

Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые стараются обогатить нравственную сферу ребенка.

В настоящее время большое значение уделяется гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. 

Дети дошкольного возраста восприимчивые, любознательные, отзывчивые их легко можно чем-то заинтересовать. Поэтому у детей есть хорошие предпосылки для планомерного и последовательного гражданско-патриотического воспитания. Так же, в этом дошкольном возрасте идет интенсивное развитие эмоционально — психологической сферы. А для патриотического воспитания важно, чтобы яркие примеры надолго оставались в памяти ребенка.

В младшем дошкольном возрасте прививается детям любовь к родителям, близким, друзьям, детскому саду, родному городу.

Все это составляет понятие «патриотизм». 

В старшем дошкольном возрасте возможности патриотического воспитания расширяются. Это обусловлено возрастными изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, их мотивационной сфере, в уровне общения и взаимодействия с окружающими.

В старшем дошкольном возрасте начинают закладываться "социальные эмоции" и такие качества ответственность, справедливость; ребенок становится способен к обобщению собственных переживаний, пониманию чувств других людей, эмоциональному предвосхищению своих и чужих поступков. С умения понять чувства другого человека начинается путь к добру.

Эмоциональное развитие ребенка - дошкольника являются важным этапом гражданско-патриотического воспитания.  

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с духовным и нравственным развитием личности дошкольника. Основываясь на примерах из собственного опыта и опыта других, переживая его, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе.

Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. 

Процесс нравственного воспитания неразрывно связан с развитием личности.   

Именно необходимо накопление эмоционального опыта "ценных переживаний", на основе которых формируется позитивное отношение к миру, который в дошкольном возрасте весьма прочен и принимает характер установки.

Эмоциональному восприятию образа способствуют сказки, легенды, игры по сюжетам сказок, слушая или разыгрывая сказки, дети “проживают” эмоции, связанные с создаваемым образом, и примеривают к себе важное личностное качество – инициативность. Эмоции, в зависимости от ценности переживаний, вызывают разные чувства: побуждая к нравственным поступкам, формируя гражданско-патриотические чувства.

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.

В основе гражданско-патриотического-патриотического воспитания дошкольников лежат интегрированные занятия в игровой форме. В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений, а также гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между детьми.

Ведущее место в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников играет семья.  В семье начинается процесс воспитания личности, формирование и развитие патриотизма. Взаимодействие с семьей в данном направлении позволит обеспечить улучшение эмоционального психологического климата в семье. Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.

У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей.

Процесс формирования патриотизма длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.C:\Users\Оксана\Desktop\flag-rf-9.jpg

Для формирования  чувства патриотизма в дошкольном возрасте очень важно не только давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, традициях, истории и культуре, но и с раннего детства воспитывать в подрастающем поколении потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальностей, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических.

Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Модель гражданина дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст

(3-4 года)

·        Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи

·        Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах.

·        Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым

·        Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи

·        Формирование начал экологической культуры

Средний дошкольный возраст

(4-5 лет)

·        Осознание принадлежности к своему городу, национальности

·        Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку

·        Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться

·        Развитие способности верить в себя и в свои возможности

·        Формирование представлений о природе родного края

 

Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

·        Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству

·        Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины

·        Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться

·        Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества

·        Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения

С уважением, педагог-психолог         Лобова Оксана Игоревна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э...

"Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динами­ку развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....

Психологические особенности детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста1.2. Особенности эмоц...

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...

«Психологические особенности детей дошкольного возраста в рамках воспитания и формирования гражданско-патриотических чувств»

          Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые стараются обогатить нравственную ...