Консультация для родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
консультация (подготовительная группа)

Чефранова Оксана Николаевна

Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_chefranova.docx188.99 КБ

Предварительный просмотр:

        Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

        Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

        Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

        Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

  • Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.
  • Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.
  • Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

        Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

        Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

        Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «благоприятную обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

        Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т. п.

Рекомендации родителям по развитию мышления

♦    Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

♦   Учить составлять группу из отдельных предметов.

♦    Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

♦   Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

♦   Учить сравнивать предметы.

♦   Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

♦   Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

♦   Побуждать делать самостоятельные выводы.

♦   Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

♦   Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

♦   Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

♦   Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

♦   Учить устанавливать причинно-следственные связи.

♦   Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

♦   Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

♦   Способствовать переходу к решению задач в уме.

Игры  и  упражнения для  развития  мышления

♦   «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

♦   «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

♦   «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

♦   «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

♦   «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», «твердый — мягкий и др.

♦   «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

♦   Загадки.

Рекомендации  родителям по развитию памяти

♦   Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

♦   Обучать культуре запоминания.

♦   Учить вспоминать последовательность событий.

♦   Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

♦   Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

♦   Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

♦   Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

Игры и упражнения для  развития  памяти

♦   «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

♦   «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

♦   «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.

♦   «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

♦   «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

♦   «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

♦   «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

♦   «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

♦   «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

♦   «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.

♦   «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

♦   «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Рекомендации  родителям по развитию внимания

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

♦    Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.

♦   Часто менять формы деятельности.

♦    Использовать на занятиях элементы игры.

♦    Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

♦    Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.

♦   Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

♦    Учить управлять вниманием в соответствии с целью.

♦   Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.

♦    Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

♦   Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры  и упражнения, способствующие   развитию   внимания

♦    «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

♦    Игры-головоломки.

♦    Загадки.

♦    «Найди отличия».

♦    «Найди два одинаковых предмета».

♦    «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

♦    «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

♦    «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

♦    «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

♦    «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Художетсвенная школа Зимы"

Цель: формирование слухового внимания через музыкально - продуктивную деятельность.Задачи: Образовательные:-      Закрепить произношение длинных и коротких звуков на слоги &la...

Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР во время самоизоляции

Сейчас, во время карантина и самоизоляции, когда вы остались дома с детьми на продолжительное время, возникает вопрос:  «Как организовать деятельность ребенка в течение дня?».Предлага...

Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР

Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности  с ТНР...

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №2 «Колокольчик» (воспитатели Бачкова И.П., Глушкова Т.Н.)

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №2 «Колокольчик»(воспитател...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы " Первый класс, или как подготовить ребенка к школе."

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не толь...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «СКОРО В ШКОЛУ

quot;... психологическая готовность к школе - это как снежный ком.  Все о ней слышали, а что это такое,толком никто не представляет. Вот с арифметикой или чтением все...