Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР
консультация (подготовительная группа)
В настоящее время наиболее часто встречающийся речевой диагноз у дошкольников - общее недоразвитие речи, что говорит о недоразвитии всех систем речи, в том числе и фонематической системы, полноценное развитее которой служит основой для обучения чтению и письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР»
В настоящее время наиболее часто встречающийся речевой диагноз у дошкольников - общее недоразвитие речи, что говорит о недоразвитии всех систем речи, в том числе и фонематической системы, полноценное развитее которой служит основой для обучения чтению и письму.
Дисграфия - это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы с логопедом.
При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее:
- какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;
- сколько всего звуков в слове;
- какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);
- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.
Отсутствие данных умений у ребёнка, поступающего в школу, является предпосылкой для возникновения у него, во время школьного обучения, дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза. Единственно правильный путь "борьбы" с данной формой речевой патологии – выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте.
Работа по формированию фонематических процессов ведётся в следующей последовательности:
I этап. Формирование фонематического слуха.
Развитие навыка узнавания неречевых звуков;
Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
Различение слов близких по звуковому составу;
Дифференциация фонем;
Дифференциация слогов.
II этап. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Определение порядка звуков в слове;
Выделение отдельных звуков из состава слова;
Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
Построение моделей (схем) слов.
«Игры и упражнения для устранения предпосылок дисграфии»
«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Взрослый произносит звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой, как только он услышит гласный звук. | «Мячик поймал, звук назвал» Взрослый бросает мяч, называя слово, ребёнку необходимо назвать первый или последний звук в слове (в зависимости от задания) и вернуть мяч логопеду. | «Сигнальщики» Взрослый произносит слова, ребёнок показывает зелёный сигнал, если слышит заданный твёрдый звук и зелёный, если мягкий. | «Подари картинки» Ребёнку даётся задание раздать картинки в названии которых есть любимые звуки персонажей. (Н. р. - Лошадке со звуком «Л», Рычалке со звуком «Р»). |
«Отправь картинки в путешествие» Ребёнок располагает картинки в вагонах паровозика в зависимости от позиции заданного звука в слове. Если звук стоит в начале слова – то картинка помещается в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в последний. | «Собери ромашку» Ребёнку необходимо собрать лепесточки для цветка, но только те, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук. | «Собери яблоки в корзину» Ребёнку необходимо положить в корзину только те яблоки, на которых есть картинки в названии которых есть заданный звук. | «Построй дом» Ребёнку предлагается построить из кубиков дом, но для постройки выбирать только те кубики, на которых картинки в названии которых есть необходимый звук. |
«Наряди ёлочку» Ребёнку предлагается нарядить ёлочку, выбирая украшения с заданным звуком. | «Рыбалка» Ребёнок ловит только тех рыбок на которых есть картинки в названии которых есть нужный звук. | «Рассели картинки» Ребёнок располагает картинки в зависимости от позиции заданного звука в слове. | «Замок звуков». Ребёнок расселяет картинки в башни замка в зависимости от того какой гласный звук он слышит в названии картинки. |
Очень хорошо зарекомендовали себя компьютерные игры и презентации. Они помогают усилить интерес ребёнка к занятиям, разнообразить их и сделать более современными.
Материал подготовлен учителем - логопедом: Захарушкиной Татьяной Алексеевной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.
Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"
Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....
Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"
Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников»....
Профилактика дисграфии у дошкольников
Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте....
Конспект физкультурного занятия "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура» в подготовительной к школе группе для детей с ...