Как русская народная сказка обогащает речь старших дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)
Как русская народная сказка обогащает речь старших дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как русская народная сказка обогащает речь старших дошкольников
Яковлева Н.Н. учитель-логопед ГБДОУ д\с №15 СПб
У дошкольников старшего возраста обогащение речевых высказываний происходит благодаря постоянному знакомству с лучшими литературными произведениями. И надо отметить то именно русская народная сказка формирует образность речи у дошкольников.
Безусловно, сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребёнка. Русская народная сказка хорошо воспринимается детьми, благодаря ей у дошкольников развиваются все психические процессы, особенно мышление и воображение.
Когда мы читаем детям сказки, то оказываем им посильную помощь в освоении неисчерпаемого богатства русского языка. Мы замечали, что в сказках происходят повторения «крылатых» выражений: «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Или используются словосочетания: «море синее», «дремучий лес» - ребенок их слышит, запоминает и начинает сам использовать в своей речи.
Все знают, что любая сказка может быть использована для воспитания детей, при условии, что речь педагога или родителя грамотная, интонационно-окрашенная: звукопроизношение правильное и четкое, он делает необходимые логические паузы.
После рассказывания или чтения сказки, для лучшего усвоения материала, с детьми необходимо провести беседу, поговорить о содержании, о поступках героев, о добре и зле.
Родителям можно использовать целый ряд приёмов:
- задавая вопросы ребенку, помнить об их разнообразии;
- если ребенок что-то забыл, не может ответить на вопрос, необходимо напомнить эпизод сказки, обратить внимание ребёнка на отдельное слово, фразу, поступок героев произведения;
- при рассматривании иллюстраций, спросить: для чего художник это нарисовал, что он этими иллюстрациями он хотел сказать (на это обращает внимание ребенка взрослый!)
- можно предложить создать словесные зарисовки, где ребёнок воображает себя художником-иллюстратором, создающим картинки к сказкам;
- повторное чтение отрывков из сказки поможет раскрыть художественные достоинства произведения, подметить сравнения, эпитеты, а также другие средства выразительности;
- самый лучший способ пропустить сказку через «себя» - это драматизация отрывков, которые интересны для обогащения и активизации словаря ребенка.
Подводя итог, можно отметить, что сказки приглашают детей в мир волшебства, где они учатся использовать богатый опыт, накопленный народом в виде фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, игры, потешки), помогают улучшить речь и словарный запас детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа
Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-963316-1508781413.jpg)
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам"
Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-603821-1425483502.jpg)
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-603821-1425483502.jpg)
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/07/picture-1322327-1617773176.jpg)
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/23/picture-1417071-1661227943.jpg)
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/20/picture-1039337-1526823461.jpg)
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
Воспитание народной сказкой....