Как русская народная сказка обогащает речь старших дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

nadia.yakovleva

Как русская народная сказка обогащает речь старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как русская народная сказка обогащает речь старших дошкольников

Яковлева Н.Н. учитель-логопед ГБДОУ д\с №15 СПб

У дошкольников старшего возраста обогащение речевых высказываний происходит благодаря постоянному знакомству с лучшими литературными произведениями. И надо отметить то именно русская народная сказка формирует образность речи у дошкольников.

Безусловно, сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребёнка. Русская народная сказка хорошо воспринимается детьми, благодаря ей у дошкольников развиваются все психические процессы, особенно мышление и воображение.

Когда мы читаем детям сказки, то оказываем им посильную помощь в освоении неисчерпаемого богатства русского языка. Мы замечали, что в сказках происходят повторения «крылатых» выражений: «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Или используются словосочетания: «море синее», «дремучий лес» - ребенок их слышит, запоминает и начинает сам использовать в своей речи.

Все знают, что любая сказка может быть использована для воспитания детей, при условии, что речь педагога или родителя грамотная, интонационно-окрашенная: звукопроизношение правильное и четкое, он делает необходимые логические паузы.

После рассказывания или чтения сказки, для лучшего усвоения материала, с детьми необходимо провести беседу, поговорить о содержании, о поступках героев, о добре и зле.

Родителям можно использовать целый ряд приёмов:

  • задавая вопросы ребенку, помнить об их разнообразии;
  • если ребенок что-то забыл, не может ответить на вопрос, необходимо напомнить эпизод сказки, обратить внимание ребёнка на отдельное слово, фразу, поступок героев произведения;
  • при рассматривании иллюстраций, спросить: для чего художник это нарисовал, что он этими иллюстрациями он хотел сказать (на это обращает внимание ребенка взрослый!)
  • можно предложить создать словесные зарисовки, где ребёнок воображает себя художником-иллюстратором, создающим картинки к сказкам;
  • повторное чтение отрывков из сказки поможет раскрыть художественные достоинства произведения, подметить сравнения, эпитеты, а также другие средства выразительности;
  • самый лучший способ пропустить сказку через «себя» - это драматизация отрывков, которые интересны для обогащения и активизации словаря ребенка.

Подводя итог, можно отметить, что сказки приглашают детей в мир волшебства, где они учатся использовать богатый опыт, накопленный народом в виде фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, игры, потешки), помогают улучшить речь и словарный запас детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа

Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам"

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ ...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...