Прогулки-путешествия по Санкт-Петербургу
статья

Николаева Елена Валентиновна

Рекомендации для родителей

 

Подборка прогулок-путешествий по Санкт-Петербургу

 

Как известно, что лучше один раз увидеть, чем  сто  раз услышать.   Поэтому  предлагаю Вашей  семье оправиться в путешествие по Санкт-Петербургу.        

  • Используя карту города, составьте наиболее удобный маршрут следования от Вашего дома к городскому объекту.
  • Во время прогулки вы становитесь исследователями. Осмотрите городской объект.
  • Постарайтесь найти ответы на вопросы, поставленные в маршрутных листах прогулок. Если Вы затрудняетесь в подаче материала, воспользуйтесь краткой исторической справкой по каждой экскурсии.
  • Во время прогулки по возможности сделайте фотографии.
  • Дома с ребенком сделайте зарисовки и запишите с его слов впечатления от увиденного.
  • Распечатайте фотографии. Составьте под иллюстрациями подписи. Оформите  листы прогулок и они станут основой Вашего альбома «Мои путешествия по Санкт- Петербургу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_po_spb.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Подборка прогулок-путешествий по Санкт-Петербургу

 

Как известно, что лучше один раз увидеть, чем  сто  раз услышать.   Поэтому  предлагаю Вашей  семье оправиться в путешествие по Санкт-Петербургу.        

  • Используя карту города, составьте наиболее удобный маршрут следования от Вашего дома к городскому объекту.
  • Во время прогулки вы становитесь исследователями. Осмотрите городской объект.
  • Постарайтесь найти ответы на вопросы, поставленные в маршрутных листах прогулок. Если Вы затрудняетесь в подаче материала, воспользуйтесь краткой исторической справкой по каждой экскурсии.
  • Во время прогулки по возможности сделайте фотографии.
  • Дома с ребенком сделайте зарисовки и запишите с его слов впечатления от увиденного.
  • Распечатайте фотографии. Составьте под иллюстрациями подписи. Оформите  листы прогулок и они станут основой Вашего альбома «Мои путешествия по Санкт- Петербургу».

                

        

Маршрутный лист прогулки по городу в котором я живу

Цель: 

Познакомить ребёнка с ближним городом (наш район, новостройки, улицы, проспекты).

Содержание:

  • Дайте понятие «город», расскажите, что такое улица, проспект, чем они отличаются.
  • Определите вместе с ребёнком, чем отличаются дома, в которых живут люди (жилые дома), от домов, в которых размещены магазины, поликлиника, почта, полиция, банк.
  • Обязательно рассмотрите пешеходный переход. Ещё раз вспомните правила уличного движения, воспользуйтесь подземным, надземным переходом (если он есть) или наземным переходом, объяснив значение светофора.
  • Расскажите об истории Калининского района.
  • Объясните, откуда произошло название Вашей улицы.

Историческая справка

Слово «город» произошло от старославянского слова «огораживать», строить крепостные стены. Город возникал не в случайном месте. Задолго до строительства место выбиралось людьми. Оно ведь должно было быть удобным во всех отношениях.

Место для строительства нашего города «облюбовал» сам царь Петр I. И вырос по воле Петра I на берегах красавицы реки Невы город Санкт-Петербург.

В нашем городе много районов. В каждом районе есть кинотеатры, библиотеки, почта, поликлиники, универсамы, гипермаркеты и т.д. В некоторых районах есть музеи, театры. В городах много разных улиц больших и маленьких, узких и широких. И на каждой улице кто-то живет.

Чтобы ходить по улицам, по нашему городу, необходимо знать правила уличного движения. Дорожки, по которым ходят люди, называются тротуары, пешеходные дорожки. А дороги, по которым проезжают автомобили, называют проезжая часть. Переходить дорогу нужно в положенном для этого месте – по пешеходному переходу.

Предложите ребенку отгадать загадки:

***

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти! (пешеходный переход)

***

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!" (движение пешеходов запрещено)

***

Эй, водитель, не зевай!

Ходит впереди трамвай.

Ты притормози немножко,

Уступи ему дорожку. (пересечение с трамвайной линией)

Наш район называется Калининский, он неразрывно связан с  историей Выборгской стороны. Еще во времена шведского владычества по этой территории проходила Выборгская дорога - один из главнейших торговых путей, связывавших древнюю Русь с западными государствами. От нее и получила свое название вся местность.

Развитие Выборгской стороны шло по двум направлениям. По побережью Невы и Большой Невки располагались заводы и фабрики, рядом с ними лачуги рабочих, невзрачные доходные дома. На лучших, более высоких и живописных участках, на так называемых “жалованных землях”, возникали загородные усадьбы знати.

В наши дни в Калининском районе находится множество объектов истории и культуры. На улицах и площадях установлены памятники. История района неразрывно связана с героическим прошлым нашего города – особенно в дни блокады.        

Маршрутный лист прогулки дома нашего города

Цель: 

Познакомить ребёнка с многообразием различных домов, их назначением. Определить разницу между общественными домами и жилыми, старинными и современными.

Содержание:

  • Прогуляйтесь на ближайший проспект. Рассмотрите, какие дома есть на проспекте (старинные или современные, сколько этажей, есть ли архитектурные украшения).
  • Обратите внимание, какие дома, кроме жилых, есть на проспекте (магазин, почта, поликлиника, детский сад, банк, полиция и т.д.).
  • Рассмотрите элементы дома (крыша, стены, окна, балконы, двери, количество этажей и т.д.).

Историческая справка

Одни дома называются общественными, т.е. они принадлежат всем нам (обществу). Это дворцы, музеи театры, институт, больницы, почта, магазин.

А есть жилые дома. Это дома, в которых мы живём. Дома отличаются друг от друга количеством этажей, украшением фасадов. Если в доме больше пяти этажей, то в нём есть лифт. (Здесь можно посчитать количество этажей у разных по высоте домов. Дать ребёнку возможность самому определить - есть ли в доме лифт, почему в высотных домах лифт необходим, как он помогает людям.)

Квартиры в жилых домах разные: 1-, 2- и 3-комнатные. В квартирах есть коридор и прихожая. Обязательно во всех есть водопровод, горячая вода, отопление, газовая или электрическая плита, электричество (свет).

Но так было не всегда. Раньше строили деревянные дома, топили печки дровами, а освещали комнаты свечами. Из камня строили только общественные здания: храмы, дворцы. Богатые дома в старину украшали скульптурой, красивыми карнизами, вдоль стен располагали колонны. Все эти дома мы теперь можем увидеть в центре города. Не все современные дома на окраинах (т.е. на краю города) имеют украшения, но в них тепло и уютно.

Предложите ребенку вспомнить свой домашний адрес.

Маршрутный лист прогулки по Петропавловской крепости

 Цель: 

Познакомить ребёнка с Петропавловской крепостью – сердцем нашего города.

Содержание:

  • Обязательно подъезжайте к крепости через Троицкий мост и уже с него начните рассматривать золотой шпиль и стены крепости (вид с Невы).
  • Проходя через Петровские ворота, измерьте шагами толщину стен крепости.
  • Прогуляйтесь по территории крепости и рассмотрите: памятник Петру I (скульптор М. Шемякин), Монетный двор (объясните, что там изготавливают), Петропавловский собор (обойдите его вокруг, рассмотрите шпиль, ангела в вышине), Ботный домик (расскажите, что в нём находится и почему, и обязательно зайдите внутрь полюбоваться ботиком Петра I), подойдите к Нарышкину бастиону (объясните, для чего здесь установлена пушка) и дождитесь полуденного выстрела.
  • Не забудьте сфотографироваться в особо понравившихся местах крепости. Составьте фотоальбом «Петропавловская крепость», запишите рядом с фотографиями в альбом со слов ребёнка впечатления.

Историческая справка

27 мая 1703 года на Заячьем острове началось возведение крепости, а вскоре в её центре была заложена деревянная церковь. Саму крепость и строящийся вокруг неё новый город назвали Санкт-Петербургом. Уже через три года земляные и деревянные стены крепости стали заменять на каменные. Работу возглавлял Доменико Трезини. Новая (каменная) крепость стала называться по имени собора Петра и Павла – Петропавловской. Форма крепости – шестиугольник с выступающими башнями (бастионами). Бастионы соединены прямыми стенами-куртинами.

Парадные (главные) ворота крепости – Петровские. Над аркой ворот находится отлитый из свинца герб России – двуглавый орёл (в его лапах скипетр и держава – символы императорской власти). Ежедневно в крепости с Нарышкина бастиона раздаётся пушечный (холостой) выстрел в 12 часов дня.

Колокольня Петропавловского собора – самое высокое историческое сооружение города. Её высота 122,5 метра. На шпиле колокольни – флюгер в виде фигуры летящего ангела. Строительство собора продолжалось 21 год.

На площади около собора стоит Ботный домик, в котором хранится ботик Петра I (маленький кораблик, который был найден юным царём в вещах его прапрадеда Никиты Романова. Пётр плавал на нём по Яузе, мечтая о русском флоте и мореплавании).

Монетный двор был построен в 1814 году на территории крепости, и в нём начали чеканить русские медали и монеты.

Петропавловская крепость – музей под открытым небом. Бой курантов на башне старейшего собора и выстрел пушки определяют ритм времени нашего родного города. Музейными экспонатами являются все сооружения крепости, образуя целостный и законченный ансамбль.

Погуляйте по куртинам (стенам) Петропавловской крепости, полюбуйтесь панорамой нашего города, которая открывается со стен крепости. Вы увидите, какой наш город большой и красивый.

Предложите ребенку выучить стихотворение:

  ***

   Петропавловка не спит,

Ангел город наш хранит,

Пушка в полдень возвещает:

День, 12, каждый знает.

Маршрутный лист прогулки Нева – главная река в нашем городе

 Цель: 

Познакомить ребёнка с Невой, её набережными, основными рукавами

(в центральной части), объяснить значение Невы для города.

Содержание:

  •     Пройдите в начало Невского проспекта, обратите внимание на Адмиралтейство. Это место, где строили корабли, поэтому на его шпиле установлен кораблик.
  •     Выйдите на Дворцовую набережную (панорама), покажите красоту и величественность нашей Невы, рассмотрите корабли, полюбуйтесь волнами Невы, её набережными, мостами.
  •     Совершите речную экскурсию.

Историческая справка

Река Нева вытекает из Ладожского озера. В это озеро впадает много речек, а вытекает только одна Нева. Она очень стремительна и полноводна. По пути к Балтийскому морю в Неву впадает очень много рек: Ижора, Мга, Охта и др. поэтому Нева очень глубокая и широкая. Самое глубокое место – 24 метра (почти как 9-этажный дом). А ширина в некоторых местах около километра. В черте города Нева течёт на протяжении 28 километров, а вся её протяжённость составляет 74 километра.

Нева при впадении в Финский залив разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова. Весь наш город стоит на островах. Уровень воды в Неве постоянен и зависит лишь от уровня воды в Ладоге. Но иногда Нева становится очень бурной и выходит из берегов. Тогда в нашем городе происходят наводнения.

Санкт-Петербург называют городом мостов – их 342. Берега у Невы очень низкие, и поэтому мосты висят тоже очень низко над водой. Большие корабли, входящие в Неву, вынуждены ждать, когда мосты откроются (разведутся). Проход судов начинается в два часа ночи и продолжается до пяти утра.

Предложите ребенку отгадать загадки и выучить стихи:

***

Он царя Петра творенье,

Город славы, город-сад.

Кораблей заморских флаги,

Вдоль Невы дворцов парад. (Санкт-Петербург)

***

Средь петербургских берегов

В гранит она зажата,

Меж разводных течёт мостов.

Что за река, ребята? (Нева)

***

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка

Знаменитая река:

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

И в трубе водопроводной

Тоже плещется Нева.

Праздник на Неве

Как вода прохладой дразнит

В этот жаркий летний час.

На Неве сегодня праздник

Корабли в гостях у нас.

Кораблям Нева знакома.

Позади штормят моря.

На Неве они, как дома,

Здесь отдали якоря.

Посмотри – проносит быстро

Катер невская вода!

Ветры Балтики прохладны,

Ветры флаги теребят.

Вид Невы такой нарядный –

Даже львы – и те не спят.

Маршрутный лист прогулки по Невскому проспекту

 Цель: 

Познакомить ребёнка с историческим центром нашего города и главной магистралью Санкт – Петербурга – Невским проспектом.

Содержание:

  •     Рассмотрите с детьми старинные дома на Невском проспекте – чем они отличаются от домов в Вашем районе? Дайте понятия «Старинный дом» и «Современный дом»
  •     Пройдитесь по Невскому проспекту от Александро-Невской Лавры до ближайшей остановки автобуса. Проезжая на автобусе, объясните ребёнку, что эту часть Невского проспекта коренные жители называют «Старо-Невский».
  •     Выйдете за площадью Восстания и идите по проспекту до Аничкова моста.    

Обязательно  рассмотрите коней  Клодта  и  реку  Фонтанку,   здания       кинотеатров, магазинов (сравните их с теми, которые Вы видели у себя в  

          районе). Предложите ребёнку самому определить разницу.

  • Дальше акцентируйте внимание на Гостином Дворе (самый большой универмаг), дворцах, Казанском соборе.
  • Обязательно пообещайте ребёнку побывать в самом начале Невского – у Адмиралтейства и главной реки нашего города – Невы.

Историческая справка

Невский проспект получил своё название благодаря монастырю, который был построен в честь святого Александра Невского – покровителя нашего города. Начинается проспект у Адмиралтейства, почти от самой Невы. А завершается на площади Александра Невского. Протяжённость Невского проспекта – 4,5 километра. Протянулся он через всю центральную часть города. На Невском проспекте расположены самые красивые дома, музеи, крупнейшие магазины, рестораны, кинотеатры.

Начали застройку Большой Першпективной дороги (тогда так назывался Невский проспект) почти сразу после основания города (через 7 лет).

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге! Для него он составляет всё! Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы?» - писал Н.В. Гоголь, великий русский писатель.

На южной стороне Невского проспекта находится самое величественное сооружение – Казанский собор (архитектор А. Воронихин). Его купол вознёсся на 62 метра.

Аничков мост (не забывайте, что ударение в этом слове необходимо ставить над буквой «и»). Ансамбль «Укрощение коня» (скульптор П.К. Клодт). Каждая скульптурная группа посвящена единоборству человека с конём. Мост назван по имени строителя первого деревянного моста, командира работного батальон подполковника Аничкова.

На площади Восстания расположен Московский вокзал. Здесь же – самая первая станция метро в нашем городе. Сразу за площадью Восстания начинается та часть главного проспекта города, которая получила название у горожан – петербуржцев «СтароНевский». Он заканчивается на площади Александра Невского. Самая широкая часть Невского проспекта – у Гостиного Двора – 60 метров. Гостиный Двор – самый большой универмаг. Здесь можно купить разные товары.

С 1715 года проспект выложили булыжником. С этого началось мощение улиц камнем.

Разучите с ребенком стихотворение:

***

Невский проспект –

Наша главная улица:

Нарядный, широкий –

Им каждый любуется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"

«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1.     Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2.     Р...

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

Презентация " Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира" (Санкт-Петербург, Петр Первый, Э. М. Фальконе)

"Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира"  Презентация для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Презентацию мо...