Консультация "Логопедическая коррекция"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Юлик Светлана Анатольевна

Комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развития речевого дыхания и развития мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад «Берёзка»,филиал Автономного учреждения дошкольного образования

муниципального образования Заводоуковский городской округ«Центр развития ребёнка – детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Берёзка», филиал детского сада «Светлячок»)

Консультация:

Логопедическая коррекция

План.

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Развитие мелкой моторики.

     I. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

     Упражнения подбираются в соответствии с характером дефекта произношения. Гимнастика нормализует моторику органов артикуляции и улучшает качество движения речевого аппарата:

  • точность;
  • ритмичность;
  • переключаемость.

     Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.

     Показания к применению артикуляционной гимнастики:

- дети с дислалией, дизартрией, алалией,  ринолалией,  логоневрозом.

-дети-инвалиды;

-инвалиды старше 18-ти лет с логоневрозом и последствиями инсульта.

     Для проведения занятий рекомендуется:

- хорошо освещенный проветриваемый кабинет (помещение);

- стол и стул, соответствующие росту ребенка;

- зеркало настенное, соответствующее росту ребенка или настольное на

   подставке.

-дидактический и игровой материал, бумага, кисточки, карандаши,

  краски и т. д.

      Комплексы артикуляционной гимнастики:

- гимнастика мимико-артикуляционных мышц;

- гимнастика губ и щек;

- гимнастика языка;

- гимнастика жевательных мышц;

- комплексы артикуляционных упражнений, способствующих постановке

  конкретного звука: [с], [ш], [л], [р] и т. д.

     Виды упражнений:

  1. Статические артикуляционные упражнения (см. памятку)

Упр. «Лопаточка»

     Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

«Язычок широкий, гладкий, получается лопатка. И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...»

Упр. «Чашечка»

     Рот широко раскрыт, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удержать язык.

Упр. «Иголочка»

     Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий,

напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

«Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю. И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...»

Упр. «Горка»

     Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

«Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз. Скатываются зубки с горочки.»

Упр. «Трубочка», «Дудочка»

     Высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх,  подуть в получившуюся трубочку

  1. Динамические артикуляционные упражнения

Упр. «Часики»

     Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

«Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.»

Упр. «Лошадка»

     Присосать язык к небу, щелкнуть языком, щелкать медленно, сильно.

Упр. «Грибок»

     Раскрыть  рот, присосать язык к небу, не отрывая язык от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Упр. «Качели»

     Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:

1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

«На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.»

Упр. «Вкусное варенье»

     Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Упр. «Змейка»

     Рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.

Упр. «Маляр»

     Высунуть язык, рот приоткрыть, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

II. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Упражнения на дыхание.

     Дыхание является основой речевой деятельности, важным компонентом речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Важнейшее условие правильной речи – это плавный, длительный вдох и четкая, не напряженная артикуляция.

 Показания к применению дыхательной гимнастики:

- дети с дислалией, дизартрией, алалией,  ринолалией,  логоневрозом.

-дети-инвалиды;

-инвалиды старше 18-ти лет с логоневрозом и последствиями инсульта.

Рекомендации логопеда к проведению занятий по формированию правильного речевого дыхания:

- дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветриваемом помещении;

- ребенок располагается на кушетке или стуле (в зависимости от выбора используемых для постановки правильного дыхания  упражнений);

- или перед логопедическим зеркалом (с целью организации зрительного контроля).

Формирование диафрагмального дыхания.

     Диафрагмальное дыхание наиболее правильно для речи дыхание, при котором выдох и вдох совершается при участии диафрагмы и подвижных рёбер.

Система А. Г. Ипполитовой.

Упр.1

Вдох – нос

Выдох - рот

Упр.2

Вдох – нос

Выдох – нос

Упр.3

Вдох – рот

Выдох - рот

Упр.4

Вдох – рот

Выдох – нос

Формирование длительного и плавного речевого выдоха.

     Ребенок сидит на краю стула, ноги вытянуты вперед, туловище отклонено на спинку стула, рот закрыт, непроизвольный вдох носом, плавный выдох через полусомкнутые губы. По инструкции логопеда ребенок при вдохе надувает и при выдохе втягивает живот. Фиксация грудной клетки и живота руками. Для ребенка с целью обучения диафрагмальному дыханию можно использовать игру «Покачай игрушку». Ребенку, находящемуся в положении лежа кладут на живот в область диафрагмы легкую игрушку. Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится живой, если он дышит правильно. Она поднимается, когда он делает вдох и опускается, когда делает выдох.

Формирование направленной воздушной струи.

      -продолжительность упражнения дыхательной гимнастики не более

       одной минуты.

      -осуществление контроля за выполнением дыхательных упражнений.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха и направленной воздушной струи.

Упр. «Топор»

     Поставить ноги на ширину плеч, сцепив пальцы рук замком. Поднять руки вверх, делая вдох. Наклониться вперед, произнося: «ух».

Упр. «Ворона»

     Поднять руки через стороны вверх, сделать вдох. Опустить руки – выдох с произнесением: «кар».

Упр. «Толстяк»

     Надуть щеки и удержать их в течение 15 секунд.

Упр. «Снежинка»

     Губы сблизить, слегка выдвинуть вперед. Воздушную струю направляем на снежинку.

Упр. «Птицы разговаривают»

     Сделать вдох и на выдохе произнести разговор птиц: «ку-ка-ре-ку-у-у-у», «ко-ко-ко», «пи-пи-пи».

Упр. «Веселая песенка»

     Сделать вдох и на выдохе спеть песенку куклы: «ля-ля-ля».

III.РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

     Мелкая моторика – это быстрота, координация, точность движений, мышечная сила пальцев рук и кистей. Нарушение развития мелкой моторики сказывается на формировании речевых функций. Развитие мелкой моторики пальцев стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.

Методы и приемы развития мелкой моторики.

     Для развития тонких движений пальцев полезно раскладывание мелких предметов: пуговиц, палочек, зерен по небольшим коробочкам  или мешочкам. Нанизывание бус и пуговиц на нитку. Графические упражнения:

-обведение по контуру;

-штриховка;

-раскрашивание;

-графические узоры.

     Они способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам.

     Игры на развитие мелкой моторики: мозаика, пазлы, застегивание и расстегивание, шнуровка.

     Развивающие игры: лото, кубики, конструктор.

Пальчиковая гимнастика очень эффективна в работе с речевыми нарушениями, как детей, так и взрослых.

Упр. «Белочка»

     Сидит белочка в тележке, продает она орешки - лисичке сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, зайчику усатому.

 Упр. «Пальчики»

     Этот пальчик апельсин. Он сегодня не один. Этот пальчик слива – вкусная, красивая. Этот пальчик груша, просит: «Ну-ка скушай!» Этот пальчик ананас – фрукт для вас и для нас.

Упр. «Капуста»

     Мы капусту рубим, мы морковку трем, мы капусту солим, мы капусту жмем. В банки положили, крышечкой закрыли.

 Упр. «Цыплята»

     Пять цыпляток, пять комочков во дворе стоят у бочки. Захотелось им напиться. Из щелей течет водица.

Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений звукопроизношения    у детей дошкольного возраста

1.Организация полноценной речевой среды.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, сначала механического, а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Поэтому рекомендации родителям могут быть такими:

  • Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог;
  • Каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;
  • Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести 2-3 раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. А излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.

2. Работа по развитию артикуляционного аппарата.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, уточнялись и совершенствовались. Продолжительность занятий составляет   3-5 минут. Каждое упражнение проводится 5-6 раз:

«ЛОПАТОЧКА»- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5секунд.

«ЧАШЕЧКА»- рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.

«ИГОЛОЧКА»- рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«ГОРКА»- рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10секунд.

«ТРУБОЧКА»- рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5секунд.

«КАЧЕЛИ» - рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

«ЛОШАДКА»- присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Следить, чтобы нижняя челюсть была почти неподвижна.

«МАЛЯР» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Следить, чтобы подбородок при этом не шевелился (придержать его рукой).

3. Организация работы по развитию речевого дыхания.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные игры и упражнения:

  • Дуть на легкие шарики, играть на музыкальных духовных инструментах;
  • Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри,
  • Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (играть в «футбол»).
  • Необходимо проводить ежедневно дыхательную гимнастику:
  • Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – и одновременно сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6раз).
  • Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывать отдыхающую указательным пальцем.
  • Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  • Во время выдоха широко открыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5-6раз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции.

Методические рекомендации и упражнения для логопедов....

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии.

Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии. Введение  Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время количе...

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции. Методические рекомендации и упражнения

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отд...

Описание игр коррекции по общим направлениям коррекции неконструктивного поведения

https://infourok.ru/opisanie-igr-korrekcii-po-obshim-napravleniyam-korrekcii-nekonstruktivnogo-povedeniya-4877584.html...

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...