Мастер – класс для родителей группы компенсирующей направленности детей 6-7 лет на тему: «Детское экспериментирование с различными предметами»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Кузикова Елена Константиновна

Ребенок - прирожденный исследователь. Важно вовлекать его в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети проделывают их сами. Исследовательская работа помогает ребенку мыслить логически, обобщать, делать выводы. В настоящее время метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Ведь в процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи, развивается интерес к миру. Ребенок - прирожденный исследователь. Важно вовлекать его в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети проделывают их сами. Исследовательская работа помогает ребенку мыслить логически, обобщать, делать выводы. В настоящее время метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Ведь в процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи, развивается интерес к миру. Ребенок - прирожденный исследователь. Важно вовлекать его в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети проделывают их сами. Исследовательская работа помогает ребенку мыслить логически, обобщать, делать выводы. В настоящее время метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Ведь в процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи, развивается интерес к миру. Ребенок - прирожденный исследователь. Важно вовлекать его в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети проделывают их сами. Исследовательская работа помогает ребенку мыслить логически, обобщать, делать выводы. В настоящее время метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Ведь в процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи, развивается интерес к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx357 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

группы компенсирующей направленности детей 6-7 лет на тему:

«Детское экспериментирование с различными предметами»

Цель: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными предметами.

Задачи:

  1. На примере опытов показать родителям, как можно экспериментировать вместе с   детьми.
  2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Ребенок - прирожденный исследователь. Важно вовлекать его в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети проделывают их сами. Исследовательская работа помогает ребенку мыслить логически, обобщать, делать выводы. В настоящее время метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Ведь в процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи, развивается интерес к миру. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». В домашних условиях легко превратить эксперимент в игру или сказку. И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес». Жила была девочка Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг еѐ дома, ведь она ещѐ никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в форму. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

ВЫВОД: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт 2. Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее маленькую капельку пластилина, размером с рисинку.  Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что капелька всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая капелька пластилина вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

ВЫВОД: газ выталкивает капельку на поверхность, а когда выходит, капелька снова тонет. Так продолжается, пока газ не выдохнется в стакане.

Опыт 3. Алисе все больше нравилось ее путешествие и она решила пойти дальше. Но на пути возник небольшой ручеек. Давайте поможем девочке построить мост. Возьмем 2 стакана и накроем их листом бумаги. Пройдет ли Алиса по этому мостику? Поставим сверху еще один стакан. Что произошло? Сложим лист бумаги гармошкой и снова поставим стакан сверху.  

ВЫВОД: бумага, сложенная гармошкой становится прочнее.

Опыт 4. Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи, и пошел дождь. Алиса увидела, что намокшие веточки стали распрямляться.  Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

ВЫВОД: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

 Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше.   Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.

Опыт 5.  Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

 Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир, что она решила продолжить свое путешествие. Ее взгляд остановился на необычном предмете, лежащем на земле. Это была морская ракушка. Девочка поднесла ее к уху и услышала шум моря. Послушайте и вы. А теперь сложите ладошки «горсточкой» и приложите к уху. Вы услышите все тот же «шум моря». А если распрямить ладошки, то звук сразу прекратится.

ВЫВОД: звук, слышимый нами во всех случаях не имеет отношения к «морскому» или «не морскому» происхождению предмета, а относится только к его к выпуклой форме.

 Алиса и не заметила, как оказалась в аллее, где росли мандарины и апельсины. Она сорвала несколько штук, чтобы угостить дома своих родных. Ей пора было возвращаться домой. Алиса решила вернуться назад тем же путем, чтобы не заблудиться. По дороге она захотела пить. Поэтому очистила один мандарин от кожуры. Но, переходя через мостик, она отвлеклась на красивых насекомых и уронила мандарины в воду.

Опыт 6. Давайте очистим один мандарин от кожуры и опустим оба мандарина в емкость с водой. Что произошло? Почему?

ВЫВОД: мандарин в кожуре не тонет, потому что в кожуре есть воздух. И он как «спасательный жилет» удерживает его на поверхности. Мандарин без кожуры тяжелее воды, поэтому он утонул.

 Но Алиса не расстроилась и побежала домой, ведь у нее еще оставались апельсины. А дома вся семья уже ждала возвращения Алисы. Папа подарил ей воздушные шарики, а Алиса всех угостила апельсинами.  

Опыт 7. Давайте и мы надуем воздушные шарики в честь чудесного возвращения Алисы. Но случилось непредвиденное: когда разрезали апельсин, капельки сока из кожуры попали на воздушный шарик и … Капните и вы соком кожуры апельсина на свой шарик. Что произошло? Шарик лопнул.

ВЫВОД: Сок апельсина содержит особое вещество - лимонен. Он способен растворять резину. А наши шарики сделаны из резины.  Вот так все просто.

Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми в том, что они позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Уважаемые родители, надеюсь, что мастер класс вам понравился, и вы будете вместе со своими детьми дома проводить такие же и другие эксперименты с различными материалами. Спасибо вам большое. До новых встреч. F:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\mkl_kuzik3.JPG

F:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\mkl_kuzik1.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6798.JPG

F:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6796.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6795.JPG

F:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6791.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6787.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6786.JPG\F:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6785.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6784.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6783.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6782.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6781.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6780.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6779.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\IMG_6778.JPGF:\маме\Мастер-класс Виды экспериментирования с детьми\mkl_kuzik4.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРО...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет «Первый раз в первый класс»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет «Первый раз в первый класс» с учетом интеграции образовательных областей: «Коммуни...

«Использование игры - экспериментирования с различными предметами и материалами в деятельности детей среднего дошкольного возраста»

Цели игры-экспериментирования:Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.Углублени...

«Игровые практики познания мира (игры-экспериментирования с различными предметами и материалами)»

Название игровой практики: игра-экспериментирование «Молочное волшебство»....

Конспект НОД по ознакомление с предметным и социальным миром в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №3 на тему: «Детский сад. Профессии»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным миром в старшей группе на тему: "Детский сад. Профессии"...

Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»

Мастер класс «Спасательная операция»   «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»...

Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»

Мастер класс «Спасательная операция»   «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»...