План-конспект родительского собрания по теме «Современная семья»
план-конспект занятия

Гладнева Надежда Вячеславовна

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания по теме «Современная семья»

Подготовила: воспитатель Гладнеа Н.В.

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей.

Задачи: 

  • Создание оптимального доброжелательного и благополучного климата в семье для ребенка .
  • Использование образовательного потенциала родителей для обучения и воспитания детей.
  • Создание условий для обмена семейным опытом.
  • Обсуждение наиболее актуальных проблем воспитания.

Форма проведения: заседание родительского клуба.

Подготовка: 

  • анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье»,
  • консультации «Искусство быть родителем», «Мама-терапия, или воспитание маминой любовью»,
  • создание фотоальбома « Наша дружная семья».

Участники: родители, воспитатель, педагог-психолог.

Оборудование: клубок, чаша. Родители сидят за столами, на которых приготовлены  клей-карандаш, ромашки, сердечки, фломастеры.

План проведения:

  1. Вступительное слово воспитателя.
  2. Психологическое упражнение «Связующая нить»: родители, разматывая клубок,  вкратце  рассказывают о своей семье, привычках и традициях.
  3. «Ценности современной семьи для личности ребёнка» (выступление воспитателя).
  4. «Секреты семейного счастья» (выступление родителей).
  5. Подведение итогов анкетирования «Определение взаимоотношений в семье» (педагог-психолог).
  6. Творческая мастерская: изготовление родителями «Ласковых ромашек». Родители красочно оформляют «ромашки»: в середине –фотография ребёнка, на лепестках написаны семейные прозвища или ласковые производные имени ребёнка. Божья коровка сидит на том лепестке, где написана та форма имени, которая больше всего  нравится ребёнку. В дальнейшем эти ромашки будут размещены в семейном уголке.    
  7. Памятки родителям: «Советы на каждый день», «Благоприятная семейная атмосфера».
  8. Рефлексия «Чаша»: «Представьте, что эта чаша – душа  ребенка. У каждого  из  вас  есть бумага, вырежьте сердечки – и напишите на них черту характера, качество, которым  вы  хотите  наделить  вашего ребенка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни,  и поместите  его в  чашу».
  9. Итог: «Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече».

Содержание родительского собрания:

1. Вступление (на фоне звучит лирическая музыка),

    Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример тому.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит,

Что с лихвой получит

От них все то, чему их учит!

Воспитатель - Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание  нашего родительского клуба. И  наша встреча посвящена семье. Думаю, все мы согласимся с названием: «Современная семья»

Мы с вами тоже большая и дружная семья.  Чтобы наша встреча прошла в атмосфере дружбы,  взаимопонимания, уважения друг к другу, предлагаю немного поиграть.  

 

2. Психологическое  упражнение «Связующая нить» (с клубком, представление себя и своей семьи) –

3. «Ценности современной семьи для личности ребёнка.» ( выступление воспитателя)

   Многие философы считают, что появление ребёнка семье даёт толчок к дальнейшему развитию родителей, как личностей.

При воспитании, у родителей проходит процесс внутренней работы над собой. Мы не только формируем будущего человека, но и сами изменяемся и самосовершенствуемся.

   Каждый из нас сталкивался с мыслью, что современная семья теряет свои ценности и традиции, которые передавались из поколения в поколение. Но между ними уже утрачивается связь, которая выполняет воспитательную функцию.   В наше время трудно сохранить образ жизни прошлого. В эпоху интернета и компьютеров члены семьи стали меньше общаться друг с другом. За последнее десятилетие в большинстве городов стран СНГ инфраструктура развлечений пришла в упадок. Почти исчезли карусели. Уже не устраиваются парады с надувными шариками, флажками и транспарантами. Их сменили рок-концерты, где в воздухе, кроме тяжёлых аккордов, летают пустые бутылки…. Кинотеатры демонстрируют в основном фильмы пропагандирующие жестокость и агрессию. Телевидение заполонила реклама сигарет, алкоголя и прокладок…. Нестабильная ситуация в экономике и политике заставляет людей больше работать, быть ориентированными только на финансовую сторону своей жизни. И дети остаются без нужного внимания. Этот список негативных явлений, в которых развивается современная семья, можно продолжать бесконечно.

   Они порождают стрессы и барьеры в общении между членами семьи. А в таких семьях чаще случаются разводы. Современный супруг или супруга под влиянием социально-экономических проблем, утрачивают терпимость. В семье зарождается агрессия.

   Таким образом, можно выделить следующие основные проблемы в теперешней семье: недостаток общения, психологические травмы отдельных членов семьи, а также особенности их поведения, отсутствие знаний про динамику развития семейных отношений, социально-экономические факторы, которые негативно влияют на формирование и становление семьи в целом, некорректные подходы в воспитании детей.

   Под влиянием выше означенных негативных факторов происходит внутреннее разрушение социальных связей в семье. Взаимосвязь между взглядами на жизнь и отношениями членов семьи влияет на формирование представлений о современной семье. Если родители ориентированы только на финансовую сторону своей жизнедеятельности, то в воспитании детей преобладает материальная мотивация. Отношения между родителем и ребёнком перерастают в, так называемые, деловые отношения, где акцент перемещается из области человеческих чувств в область денег. Утрачивается эмоциональная сторона жизни. Ребёнок, воспитываемый таким образом, может стать меркантильным, мелочным, карьеристом. Воспитывая будущее поколение, необходимо сохранять баланс между материальной сферой и психоэмоцианальной. Важно также сохранять дружеские отношения с детьми. В таком случае, социально-психологическая мотивация или материальная мотивация будет иметь больший успех. Родителям следует больше общаться с детьми для того, чтобы отслеживать и своевременно корректировать отношения ребёнка к мотивации. Как он её воспринимает? Старается ли придерживаться требований родителей? Что ожидает взамен выполнения тех или иных действий? Поощряют ли родители положительные поступки? Или наоборот, не слишком ли хвалят детей в семье?

   Ведь чрезмерная похвала теряет свою важность в диалоге с ребёнком.

   Порой мы удивляемся поведению своих детей. А ведь, в первую очередь, они берут пример с нас.

   Их реакции напрямую зависят от того, как общается с ними старшее поколение. Каждому осознанному родителю необходимо проанализировать свой стиль воспитания. Найти его слабые стороны. При надобности восстановить диалог с ребёнком, сформировать доверчивые и правдивые отношения.

   Кроме похвалы в воспитании должно присутствовать и наказание. Но пользуясь им, нужно соблюдать определённые правила. Наказывая ребёнка, не наносите вред его здоровью – ни физическому, ни психическому. Ещё несформировавшуюся личность легко ранить. Нельзя также наказывать для профилактики. Из-за таких поступков может появиться недоверие. Ребёнок должен знать, что его могут наказать только справедливо. Тогда не будет и панического страха перед гневом родителей. Ребёнок, который боится, становиться неуверенным в себе, зачастую не может постоять за себя в общении со сверстниками. Ни в коем случае не надо наказывать, если нет уверенности. Также наказывать надо только за какой-нибудь поступок. Детская психика не способна переварить всё сразу.

   Если случилось так, что пришлось и наказать, и похвалить, то сделайте и то, и другое.

   Наказывая ребёнка за давние поступки, вы возвращаете его в прошлое, тем самым пресекая желание измениться. Не вспоминайте прошлые проступки. Снова же, мешаете стать другим.

   Если уж что-то подарили или ребёнок получил подарок от других, то не отнимайте подаренного, с целью наказать. Раз подарили, значит заслужил.

Не пользуйтесь тем, что вы сильнее и старше, не унижайте ребёнка.

Если недостаточно проявляется любовь, то ребёнок может начать искать наказание, как единственную возможность получить, хоть какие-то тёплые чувства.

   Заставлять работать, тем самым наказывая детей, вы формируете отвращение к труду. А если вы это делаете очень часто, тогда для ребёнка невыносимой становиться сама жизнь.

   Психическое состояние ребёнка легко ранима при болезнях и плохом самочувствии, при физических и душевных травмах. Будьте внимательны к состоянию ребёнка. Лучше переждите.

  Процесс игры или работы нельзя прерывать воспитательными моментами.

   Ругая, во время еды, вы направляете на ребёнка негативную энергию, которая усваивается вместе с пищей. Это может привести к пищевым расстройствам, лишним стрессам, к отказу от еды.

   Если ребёнок старается, но у него что-то не получается, вместо того, чтобы ругать его, лучше поддержите. Со временем у него всё получиться.

Если не знаете, почему ребёнок совершил тот или иной поступок, хотя он и негативный, не применяйте наказания, пока не разберётесь до конца в его мотивах. Если вы так ничего и не поняли, то лучше посоветуйтесь со специалистом.

   Так же не стоит наказывать, когда вы устали, расстроены или раздражены, из-за обстоятельств, не связанных с ребёнком. Дети чувствительны к вашему состоянию. И воспримут это, как попытку излить свою злость на них.

   Любите своих детей. Будьте к ним справедливы. Старайтесь их понять. Общайтесь с ними, объясняя им свои и их поступки. Ведь, если не скажете вы, как правильно сделать, то им расскажет улица…

4. « Секреты семейного счастья» ( выступление родителей).

5.  Подведение итогов анкетирования « Взаимоотношения в семье» ( психолог)

Цель:

Изучить уровень образования родителей в их отношении к развитию ребёнка.

Задачи:

Выявить "проблемных" родителей, которым нужно оказать помощь в воспитании ребёнка в семье.

Искать эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

Создать атмосферу творчества, неравнодушного отношения родителей к собственному ребёнку. Пробудить в родителях проявление внимания, тепла и участия в развитии личности ребёнка.

Анкета для родителей

"Определение взаимоотношений в семье"

Здравствуйте, уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты для родителей. Ответы могут быть разными, постарайтесь ответить честно, выразить свою точку зрения, чтобы определить взаимоотношение в семье. Спасибо!

Считаете ли вы, что в вашей семье существует взаимопонимание с детьми?___________________

Говорят ли с вами дети по душам, советуются по личным делам?____________________________

Знаете ли вы друзей ваших детей?______________________________________________________

Участвуют ли ваши дети в решении хозяйственных дел?____________________________________

Есть ли у вас общие с детьми увлечения, занятия, интересы?_______________________________

Участвуете ли вы с детьми в походах, прогулках?_________________________________________

Выполняют ли Ваши дети постоянный режим дня? _________________________________________

Как Вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления?_________________________________

Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи____________________________

Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?_____________________________________________________________________

Кто, как вы считаете, ответственен за воспитание ребёнка? ________________________________

Какие проблемы Вы хотели бы решить в ходе наших последующих встреч? _____________________________________________________________________________

 

6. Творческая мастерская: изготовление родителями « Ласковых ромашек».

 

7. Памятки родителям «Советы на каждый день», «Благоприятная семейная   атмосфера.»

8. Рефлексия «Чаша»

Подвести итоги нашей встречи нам поможет вот эта  чаша.  Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся. (кладут сердечки) Чтобы  эта  чаша  не  разбилась, взрослые, которые окружают ребенка должны быть добрыми и требовательными, ласковыми и терпеливыми.

9. Итог

Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект нетрадиционного родительского собрания на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»

План-конспект нетрадиционного родительского собрания на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности». Осуществление полноценного подхода к психическому и физ...

Проектирование плана-конспекта проведения родительского собрания на тему:"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев."

Форма  родительского  собрания -Семинар с элементами игры.Цель: Повысить компетентность родителей в умении развивать мелкую моторику рук у детей дома. Задачи:-формировать у родител...

План – конспект проведения родительского собрания на тему: «Изобразительная деятельность в жизни ребенка».

Актуальность проблемы развития изобразительной деятельности дошкольников. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру явля...

План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Развитие всесторонне развитой личности ребенка!»

План-конспект проведения родительского собрания на тему:«Развитие всесторонне развитой личности ребенка!» Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.Цель:1. Составить по в...