Календарь развития вашего ребенка (от 2 лет до 6-7 лет)
консультация

Братчина Алина Алексеевна

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar_razvitiya_vashego_rebenka.docx692.08 КБ

Предварительный просмотр:

Календарь развития Вашего ребенка

Что должен знать и уметь ребенок в 2 года

Физическое развитие и моторика

  • Поднимается и спускается по лестнице (иногда могут освоить и вертикальную лестницу). Держится за поручень
  • Может бегать
  • Перешагивает через препятствия на полу
  • Может встать на подставку высотой около 20см
  • Может подпрыгнуть
  • Пробует ловить брошенный мяч
  • Бросает мяч в ящик
  • Может карандашом чиркать вертикальные и горизонтальные линии
  • Может карандашом нарисовать овал (грубой формы)
  • Может нагнуться за предметом, лежащим на полу
  • Может управлять губами: вытянуть трубочкой или растянуть в улыбке
  • Надувает и втягивает щёки
  • Может пнуть мяч

Речь, общение и социальное развитие

  • Может задавать первые вопросы
  • На детской площадке общается с другими детьми (подходит к ним, изучает, пробует взаимодействовать)
  • Говорит, вкладывая смысл в одно-два слова
  • Копирует действия взрослого
  • Ищет помощи у взрослого
  • Играет в прятки
  • Может понять выражения "На столе" и "Под столом"
  • Называет и показывает сколько летC:\Users\1\Desktop\depositphotos_206738988-stock-illustration-cartoon-boy-playing-with-building.jpg
  • Называет своё имя

Культурно-гигиенические навыки

  • Самостоятельно ест и пьёт
  • Пробует чистить зубы 
  • Вытирает тряпкой со стола
  • Снимает варежки
  • Снимает и одевает носки
  • Снимает и одевает штаны
  • Может снимать и одевать ботинки на липучке

Действия с предметами

  • Может собрать пирамидку без учёта размера колец
  • Может построить башню из 8 кубиков. Кубики ставит не ровно
  • Может выставить кубики в ряд, имитируя поезд. В 24 месяца складывает кубики в поезд, но не добавляет трубу. В 30 месяцев складывает кубики в поезд и добавляет трубу
  • Листает книгу
  • Может открыть дверь, повернув ручку двери
  • Играет с куклой. Кормит, укладывает спать
  • Может сложить матрёшку одну в другую
  • Может вложить стакан в стакан

Умственное развитие

  • Может различать 4-8 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый)
  • Может сопоставлять одинаковые цвета: группирует красное с красным, зелёное с зелёным, синее с синим, жёлтое с жёлтым (Проверить можно следующим образом: "Посмотри, в этой кучке лежат жёлтые карточки, а в этой зелёные. Куда мы положим вот эту?")
  • Может различать 4 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
  • Может выбрать требуемый цвет ("Покажи, где зелёный?")
  • Может сопоставлять одинаковые формы ("Посмотри, в этой кучке лежат квадраты, а в этой треугольники. Куда мы положим вот эту фигуру?")
  • Может выбрать требуемую геометрическую фигуру ("Покажи, где круг?")
  • Перед ребёнком можно разложить 10-15 карточек с изображением знакомых предметов. Далее, можно попросить ребёнка назвать, что на них изображено. Другим заданием можно попросить показать карточку с нужной вам картинкой ("Покажи, где нарисована кукла?"). В 1,5-2 года ребёнок называет 4-5 карточек. В 2,5 года называет почти все карточки
  • Может складывать пазл (или разрезанную картинку) из 2 элементов
  • Пытается из кубиков построить то, что строит родитель ("Смотри, я ставлю этот кубик сюда, этот сюда, а сверху этот. Получился домик. Попробуй построить такой же")

C:\Users\1\Desktop\malch171.png

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

 Окружающий мир

  1. Различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека.
  2. различать некоторые фрукты и овощи.
  3. знать и называть шесть основных цветов – красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный.
  4. различать части суток (день, ночь), знать, чем они отличаются.
  5. знать название и назначение некоторых предметов.
  6. пересказывать небольшие потешки, сказки, рассказы, узнавать сказочных героев.
  7. знать свои имя и фамилию, сколько лет, имена ближайших родственников, имя и отчества своих воспитателей.
  8. выполнять словесное поручение взрослого (»Принеси красный кубик; жёлтый мячик; маленького зайчика»);

Развитие речи

  1. Называет своё имя
  2. Задает вопросы
  3. знать названия транспортных средств | (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, ! кузов, колёса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детёнышей;
  4. употреблять в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д.);
  5. прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
  6. наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);
  7. уметь связно рассказывать об увиденном, Срисованном на картинке (2-4 предложения);
  8. Уметь отвечать на вопросы взрослого

Математика

  1. Должен уметь пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывать их с существительными.
  2. Должен использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше».
  3. Должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий»
  4. Должен уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»
  5. Должен уметь сравнивать предметы по толщине, использовать слова «толстый», «тонкий».
  6. Должен уметь определять равенство и неравенство предметов.
  7. Должен узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы.

Мелкая моторика

  1. Должен уметь проводить прямые горизонтальные линии, не выходя за края «дорожки».
  2. Должен уметь рисовать «клубочки»
  3. Должен уметь рисовать прямые вертикальные линии.
  4. Должен уметь проводить прямые линии в разных направлениях – «лучики у солнышка».C:\Users\1\Desktop\cb092e51b5ac46f8cce688185ab74370.jpg
  5. Должен уметь проводить прямые наклонные линии – «ветки у елочки».
  6. Должен стараться раскрашивать не выходя за контуры.
  7. Должен уметь соединять одинаковые предметы линиями

Что должен знать и уметь ребенок в 4 года

Внимание

  1. Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).
  2. Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.
  3. Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.
  4. Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.
  5. Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.
  6. Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.
  7. Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.
  8. минут.
  9. Удерживать в поле зрения 4-5 предметов

Мышление

  1. складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.
  2. Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.
  3. Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.
  4. Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
  5. Находить пару каждому предмету.
  6. Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
  7. Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).
  8. Решать простые логические задачи.
  9. Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Память

  1. Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
  2. Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.
  3. Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
  4. Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
  5. Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
  6. Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
  7. Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.
  8. Пересказывать содержание услышанной сказки.
  9. Запоминать содержание сюжетного рисунка.
  10. Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.

Мелкая моторика

  1. Запускать мелкие волчки.
  2. Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).
  3. Кистями рук делать «фонарики».
  4. Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
  5. Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
  6. Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
  7. Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
  8. Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
  9. Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
  10. Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
  11. Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.
  12. Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.

Математика

  1. Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
  2. Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  3. Показывать правую и левую руку.
  4. Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.
  5. Показывать, что находится вверху и внизу от него.
  6. Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
  7. Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
  8. Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
  9. Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
  10. Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

Развитие речи

  1. Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
  2. Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
  3. После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
  4. Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
  5. Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
  6. Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
  7. Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
  8. Употреблять предложения с однородными членами.
  9. Отвечать на простейшие вопросы.

Окружающий мир

  1. Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
  2. Сказать, сколько ему лет.
  3. Назвать город, в котором он живет; свой домашний
  4. Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.
  5. Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
  6. Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.C:\Users\1\Desktop\depositphotos_10127198-stock-illustration-child-holding-hands.jpg
  7. Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.
  8. Различить и назвать погодные явления.
  9. Назвать несколько профессий.
  10. Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Внимание

  1. Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  2. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  3. Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  4. Копировать в точности узор или движение.
  5. Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

Математика

  1. Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
  2. Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  3. Как пользоваться арифметическими знаками действий.
  4. Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
  5. Состав чисел первого десятка.
  6. Прямой и обратный порядок числового ряда.
  7. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  8. Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Память

  1. Запоминать 8-10 картинок.
  2. Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
  3. Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
  4. Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  5. Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  6. Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
  7. Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой…»
  8. Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
  9. Определять последовательность событий.

Мышление

  1. Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
  2. Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  3. Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  4. Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
  5. Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
  6. Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  7. Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
  8. Складывать пазлы без посторонней помощи.

Мелкая моторика

  1. Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  2. Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
  3. Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
  4. Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Развитие речи

  1. Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.
  2. Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха | меховая шапка и т.д.
  3. Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  4. Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
  5. Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
  6. Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).
  7. Различать гласные и согласные буквы.
  8. Определять, на какой слог падает ударение.
  9. Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
  10. Определять количество звуков и букв в слове.
  11. Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир

  1. Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
  2. Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
  3. Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
  4. Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
  5. Отличать хищных животных от травоядных.
  6. Отличать перелетных птиц от зимующих.
  7. Отличать садовые цветы от полевых.C:\Users\1\Desktop\мальчики-и-девочки-держатся-за-руки-детей-стоя-держа-иллюстрации-203660163.jpg
  8. Отличать деревья от кустарников.
  9. Называть все явления природы.

Что должен знать и уметь ребенок в 6 — 7 лет

Общее развитие:

знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; • знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира; • знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей; • ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать

• дни недели; • иметь представления о природных и погодных явлениях; • знать основные цвета; • знать понятия «право-лево»; • знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки; • уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов; • знать праздники; • уметь рассказать, чем он любит заниматься; • самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Интеллектуальное развитие

В этой области ребенок должен уметь:

• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки; • находить лишний предмет в группе; • добавлять в группу недостающие предметы; • рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы; • группировать предметы по признаку и называть его; • восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь

Здесь дошкольнику нужно уметь:

• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках; • точно копировать простой узор; • описывать по памяти картинку; • запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его; • писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»); • прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку; • пересказать услышанный рассказ; • составлять рассказ по картинке!

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо: • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; • знать понятия «больше-меньше-поровну»; • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение

Важно, чтобы ребенок:

• отличал буквы от звуков, гласные от согласных; • мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова; • подбирал слова на заданную букву; • делил слово на слоги; • читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется: • правильно держать ручку и карандаш в руке; • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии; • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка; • копировать с образца геометрические фигуры;

• уметь продолжить штриховку рисунка; • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.C:\Users\1\Desktop\1619701425_4-phonoteka_org-p-detskie-risunki-bez-fona-4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От ваших усилий и желания зависит речевое развитие вашего ребенка

Чаще общайтесь со своими детьми, играйте с ними, будьте к ним внимательнее.Очень важно находить время выслушать ребенка, ответить на его вопросы.Только в общении развивается и совершенствуется речь....

Тесты для определения уровня развития вашего ребенка

Данные тесты помогут родителям вовремя выявить пробелы в знаниях ребенка и пополнить их к школе...

Сенсорное развитие вашего ребенка. Консультация для родителей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также зап...

Деревянный строитель у вас дома, и его роль в развитие вашего ребенка.

Деревянный строитель - таит в себе огромные возможности, развития неповторимой индивидуальности вашего ребенка. Советы о том как использовать его в семье....

Анкета для родителей «Математика для развития Вашего ребенка»

Анкета для родителей«Математика для развития Вашего ребенка»...

Календарь развития речи ребенка раннего возраста

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится гово...