Консультация "Формирование интереса к чтению"
консультация (младшая группа)

Рядинская Елизавета Васильевна

Консультация "Формирование интереса к чтению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yurchenko_e.v._formirovanie_interesa_k_chteniyu.docx480.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование интереса к чтению

в дошкольном возрасте»

Воспитатель МБДОУ д/с №60:

 Юрченко Е.В.

«Читающие дети  успешные ученики»

Детскому возрасту, также как и всякому другому возрасту, присущи свои радости и горести, приобретения и потери, а также своя работа.

Взрослые не всегда осознают значимость этой работы. Для входящего в жизнь маленького человека она начинается с самого трудного – с познания. Ребёнок постоянно находится в процессе познания. Через непосредственно ощущаемое, видимое, слышимое у него формируется отношение к окружающей действительности, её осмысление. Познание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он услышит, с первой книжки, которую он посмотрит. Ценностью особого рода в познании окружающего мира является чтение. В процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней.

Дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой работы воспитателей ДОУ и родителей. Маленькому человеку самостоятельно не осилить тех материальных и духовных ценностей, которые заложены в детской книге. Известный российский ученый Д.С. Лихачев отмечал: «Каждому педагогу необходимо тщательно продумывать собственные действия, которые могут формировать интерес к книге, сюда входит и просветительская работа с родителями, и организация фронтальной, индивидуальной, групповой, парной работы с книгой. Чтение должно быть интересным и не принужденным».

Что читать? Когда читать? Как читать? 

Эти вопросы далеко не простые. Выбор произведений и книг, соответствующих целям чтения и возрасту ребёнка – большая наука, великое искусство. Тут требуются знания не только целей чтения, но и умение читать. Казалось бы, что тут особенного! Бери сказки, стихи и читай все подряд. Однако, это не так. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и др.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев:

1. Идейная направленность детской книги. В книге должна быть

четко выражена позиция автора.

2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность.

3. Доступность литературного произведения, соответствие

возрастным и психологическим особенностям детей.

4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.

5. Конкретные педагогические задачи.

С чтения в семье, в детском саду начинается приобщение к книге. С первых, усвоенных в дошкольном возрасте правил чтения вслух, закладываются основы отношения к книге, формируется понимание её роли и значения, воспитывается привязанность к книге.

Именно с этих первых чтений книга становится спутником человека на всю жизнь. Чтение одной книги вызывает потребность в чтении другой. Пройдут годы, нынешний малыш станет взрослым читателем, выработает в себе настоящую читательскую культуру и навсегда сохранит память о первых детсадовских и семейных чтениях, о волнениях и переживаниях, связанных с первыми книжками.

Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. Этому способствует смена целей обращения к книгам в зависимости от возраста. Очень важно заинтересовать детей чтением, правильно организовать, чтобы дети ожидали время чтения, с радостью собирались. Большое значение имеют ритм чтения, интонация, чёткое произношение слов. Необходимо, чтобы взрослый не только произносил слова, а показал, как они журчат, плещутся, когда речь идёт о речке или ручейке. Чтобы слова излучали запахи и волнения, чтобы при словах «громко крикнул» дети услышали сам крик.

Семейное чтение  традиция прекрасная. В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, художественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения.

Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это  регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей, читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.

Современная наука нашла доказательства пользы от чтения книг, и она не меньше, чем польза от занятий спортом. Профессор Джон Стейн разъясняет: «Чтение является своеобразной зарядкой для мозга. Понимание сюжета читаемого, погружает в мир воображения. Читатель переживает те же моменты, что и герои книг, получает заряд позитива и одновременно развивает мускулатуру мозга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как развивать у детей интерес к чтению"

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка....

Советы для читающих родителей, или как развивать у детей интерес к чтению.

Данный материал послужит подсказкой для родителей и воспитателей при ознакомлении детей с художественной литературой....

Как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Рекомендации и практические приемы по воспитанию у дошкольников интереса к чтению...

Формирование у дошкольников интереса к чтению

Процесс формирования интереса к чтению имеет свои особенности в каждой возрастной группе...

Как развить у детей интерес к чтению

консультация для родителей...

Как воспитать в ребенке интерес к чтению

Рекомендации для родителей, как выбрать для ребенка самые первые книги и привить к ним интерес....

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению.

Любовь к чтению учит ребенка самостоятельно мыслить, увеличивает его словарный запас и развивает эрудицию. Большинство родителей понимает, что это необходимо, но не все знают, как развить у...