Коррекционно-развивающиеся возможности детского рисования
статья (подготовительная группа)

Надежда Васильевна Рочева

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Главной задачей в работе с такими детьми является создать благоприятную психологическую атмосферу для ребенка, установление с ним доверительных отношений, подбор специальных коррекционных упражнений и психотерапевтических игр, которые способствуют психическому развитию и личностному росту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rocheva_n.v.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие возможности детского рисования

Н. В. Рочева,

Гурьевский муниципальный район, Кемеровская обл.

          Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Для ее решения используются различные техники, которые способствуют развитию эмоционально – чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Если ребенок испытывает какие–либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, беспокойство), то это отражается в его рисунке.

          Главной задачей в работе с такими детьми является создать благоприятную психологическую атмосферу для ребенка, установление с ним доверительных отношений, подбор специальных коррекционных упражнений и психотерапевтических игр, которые способствуют психическому развитию и личностному росту. Путем индивидуальных и групповых занятий создается ситуация успеха ребенка, которая в дальнейшем помогает ему свободно выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности. Такие дети требуют постоянного внимания и помощи.  Улыбка, ласковое слово, нежное прикосновение – все это способствует адаптации ребенка, вере в свои силы и свободе самовыражения.                      

              Для решения этой задачи используются   коррекционно-развивающие игры, пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание. Игры с пальчиками тренируют кисти рук (появляются подвижность, гибкость), что облегчает приобретение детьми навыков рисования и письма.

         С помощью игр «Наши пальчики», «Цветок», «Пчелки» и т.д. можно разогреть ручки малыша перед работой и ввести его в игровую ситуацию. Помимо сжимания и разжимания пальцев, важно уделять внимание их расслаблению «Маленький паук», «Веселые лошадки» и т.д.

Способствует сплочению членов группы и устанавливает доверительные отношения игровое упражнение «Глиняные каракули» (дети лепят любые фигуры и передают их по кругу, каждый ребенок может добавить что-то свое, но не меняя фигуру до неузнаваемости меняются фигурами до тех пор, пока каждый не получит свою). 

Рисунок – игра позволяет быстро снизить уровень тревоги у ребенка и вовлечь его в безопасное и интересное путешествие. Воспитатель на листе бумаги рисует, и вместе с детьми сочиняют рассказ с положительным финалом.

С помощью игры «Натюрморт» у детей можно стимулировать познавательную активность, целенаправленное внимание. Детям показывают натюрморт, предлагают внимательно посмотреть и после слов: «раз, два, три – говори!» - назвать красный овощ или желтый фрукт и «волшебной палочкой» дотронуться до него.

            Игровое упражнение «Картинка» научит ребенка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего. Договариваемся с детьми, что будем рисовать пейзаж. Воспитатель: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи, кто ты?» Ребенок отвечает, например, «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребенок – «облачко» приглашает другого в пейзаж и т.д.

            Техника использования метафор, сказок и сочинения историй помогает, детям, страдающим разными невротическими расстройствами, которые сопровождаются страхами, тревогой, агрессивностью. Воспитатель от лица игрушечного персонажа вместе с ребенком сочиняют историю с хорошим концом.

             Можно использовать для работы с импульсивными детьми технику сочинения историй с помощью шарфа. Воспитатель рассказывает историю, шифоновый шарф поднимается над ребенком, и он подпрыгивает вверх, а если шарф опускается, то ребенок повторяет движение шарфа приседает, останавливается т.д..

             Рисование с помощью клубка (с помощью нити на полу рисуется рисунок и потом предается следующему, в конце обсуждается что получилось) используется с гиперактивными, легко отвлекающимися, импульсивными, агрессивными, замкнутыми детьми.

          Успешно используются в работе с детьми арт-терапевтические, нетрадиционные техники и приемы. Которые нормализуют эмоциональное состояние, развивают коммуникативные навыки и волевые качества.

           Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.                 

        К изотерапевтическим техникам и приемам относятся «Марания».
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.
Определение «марание» - отсутствие сюжета. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слов и смешивании цветов.

           С помощью техники «Волшебный клубок» у ребенка развивается воображение и фантазия, она хороша еще и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Работать можно как индивидуально, так и в паре.

                В дошкольном периоде особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, воображения, образного мышления. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира. Маленький ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе. Чем раньше мы будем приобщать детей к искусству - это именно то, что поможем раскрыть в них творческий потенциал, даст возможность адаптироваться в социальной сфере, развить эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Литература

1.        Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности [Текст] / Кожохина С.К. // М.: ТЦ Сфера. -2002.-С.199.

2.        Трофимова, М.В., Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство [Текст] / Трофимова, М.В., Тарабарина, Т.И. // Академия Развития. – 1997.- С.240.

3.        Савельева, Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников [Текст] / Савельева, Е.А.  // Детство-Пресс. – 2010. –С. 94.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Коррекционно-развивающие возможности детского рисования.

Это консультация для родителей, в которой раскрывается большой потенциал для полноценного разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования. Данный материал был предста...

Коррекционно-развивающие возможности детского рисования.

Это консультация для родителей, в которой раскрывается большой потенциал для полноценного разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования. Данный материал был предста...

Значимость коррекционно-развивающих игр с использованием рисования для развития зрительно-двигательной координации детей с ЗПР.

Практика показывает, что у детей дошкольного возраста с ЗПР, поступающих в специализированное дошкольное учреждение, несмотря на возраст (даже 6 лет), навыки рисования значительно отстают от нав...

индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по ППД (рисование) "Сказочный зайчик"

Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы      Конспект индивидуального занятия по п...

Коррекционно-развивающие возможности детского рисования

Изобразительная деятельность, частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, эмоционально-волевого и эстетического развития детей....

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия (логопедического и рисования) по коррекции ОНР у дошкольников с ОВЗ в старшей группе. Тема: Овощи. Рисование «Овощи на тарелочке».

Занятие носит комплексный характер и содержит этапы, которые взаимосвязаны между собой. Разнообразие игровых заданий даёт возможность индивидуально подходить к каждому ребёнку....